elisaveta_neru

Categories:

Собор Парижской Богоматери

Вчера абсолютно все обсуждали новость о пожаре в соборе Парижской Богоматери. Встречались как сочувствующие, так и кощунственные публикации. Трагедия случилась в Страстной понедельник, ведь у католиков Пасха 21 апреля. Да, это ужасное печальное событие заставляет о многом задуматься.

Но я хочу написать не о происшествии, а о том, как строился собор. Точнее выписать из книги «Этюды об изобразительном искусстве». 

«Шел 1163 год. В Париже в этом же году было начато строительство собора Нотр-Дам (Парижской Богоматери) — одного из величайших архитектурных чудес всех времен, который и сегодня вызывает изумление и поражает загадочностью. 

Королевская династия Капетингов появилась за полтора века до начала работы над собором Нотр-Дам. Во время ее правления политическая неустойчивость и экономическая неразвитость Франции уступили место более упорядоченному правлению и определенному экономическому процветанию. 

Представляя новую эпоху, Капетинги отказались от странствующего образа жизни своих предшественников, решили избрать столицу и там поселиться. Вполне логично, что их выбор пал на Париж как самый большой город королевства с населением почти 100 000 жителей, а также в связи с его стратегическим положением на пересечении ряда водных путей с запада на восток и с севера на юг (сухопутные путешествия были пока еще сопряжены с большой опасностью). 

Место для возведения нового собора в самом Париже — в восточном конце острова Сите — также имело логическое обоснование, которое строители собора могли полностью и не осознавать. Этот остров, обнесенный естественным рвом (Сеной), но достаточно возвышающийся, чтобы быть неуязвимым для наводнений, исключая разве что самые большие, служил естественной крепостью с давних времен, еще до завоевания Галлии римлянами в 52 году до нашей эры. 

К римским временам восходит традиция расположения светской власти в западном конце острова (где когда-то был королевский дворец и теперь еще можно найти здание суда), а церковной власти — в восточной части острова. Следуя римским местам поклонения, стали появляться церкви в VI и IХ веках и наконец, собор Нотр-Дам, который строился с 1163 года и до начала XIV века. 

Хотя имя самого первого архитектора собора Нотр-Дам неизвестно, первоначальный замысел был поистине грандиозным. Учитывая тогдашний уровень техники и имеющихся технических средств, собор являет высокое мастерство и художественную зрелость, которые отсутствуют во многих архитектурных проектах сегодня. Нотр-Дам не был первым из семидесяти соборов, построенных во Франции в XII-XIII веках, но является, несомненно, одним из величайших. 

Мало известен, например, тот факт, что каждая из высоких стройных колонн, которые выстроились и ряд через главный фасад над круглым окном-розеткой под башнями, сделана из одного куска камня и что служат все они не только украшением, а являются необходимой опорой: стоит убрать одну — и сооружение рухнет. 

Арочные контрфорсы, пристроенные примерно через полтора столетия после начала строительства, являются, вероятно, наиболее впечатляющим примером архитектурного мастерства и творчества. По мере того как рос Париж и увеличивалось население близлежащих областей, возрастал и спрос на дерево, а запасы его истощались. 

К середине XII века при строительстве больших объектов сделалось выгодным использовать камень вместо деревянных балок для поддержания кровли. Камень, который гораздо тяжелее дерева и который во много раз труднее обрабатывать? Но тем не менее — камень. Особенно если принять во внимание такие большие достоинства камня, как высокий предел прочности.

Если встать лицом к фасаду, то видно, что его нижняя часть — квадрат и что две боковые башни абсолютно одинаковы. Видимое совершенство. «Квадратная» нижняя часть не является на самом деле квадратом, она на несколько метров больше в высоту, чем в ширину. 

Создатели собора прекрасно понимали, что истинный квадрат, если смотреть с земли, будет казаться сплющенным прямоугольником. Если, как в данном случае, оптическая иллюзия была преднамеренной, то как объяснить другие нарушения видимой симметрии? Например, северная (с левой стороны) башня намного массивнее, чем другая, а северный портал — остроконечный в отличие от южного, который крупнее и не остроконечный. Правая и левая стороны фасада различаются еще целым рядом деталей. 

Еще один пример видимой совершенной симметрии, таковой не являющейся, — это планировка пола в соборе. На первый взгляд собор кажется построенным по обычной модели, воспроизводящей крест, на котором был распят Христос. Более тщательный осмотр, однако, показывает, что на самом деле «крест» собора имеет в верхней части наклон; при этом ось апсиды отклоняется от западно-восточной основной оси нефа к северу. 

Итак, главная тайна, которая остается неразгаданной, — как и почему так случилось, что строители Нотр-Дам, сумевшие идеально разрешить такие проблемы, как использование высоких стройных колонн из цельного камня для поддержания фасада и снятие нагрузки на стены благодаря арочным контрфорсам, допустили асимметрию фасада и кривизну пола. 

Первое объяснение заключается в том, что критерии красоты и гармонии, которые строители, несомненно, хотели выразить в соборе, существенно отличаются от наших. Согласно этой интерпретации, то, что нам представляется асимметричным фасадом и кривой планировкой пола, не должно было смущать строителей. 

Второе объяснение состоит в том, что строителей могла удовлетворять иллюзия гармонии и симметрии. По этому объяснению, они, разделяя в большой степени наши критерии красоты, довольствовались внешним видом собора и фактически (как в случае с квадратом фасада) намеренно стремились придать строению наклон, чтобы добиться желаемого впечатления. 

Согласно третьему объяснению, непредвиденные или неизбежные обстоятельства могли вынудить строителей отойти от своих первоначальных планов. Таким образом, кривой настил пола мог быть результатом возникновения проблем с владельцами земли, занимаемой под строительство, и последующих попыток устранить ранее допущенные дефекты при завершении строительства, на которое ушло полтора века. 

И существуют, наконец, теологические толкования. План пола искривлен, как считают, чтобы воспроизвести склоненную фигуру Иисуса, мертвого, на кресте. Существует также представление о том, что только Бог может создать совершенную структуру и что подобные попытки со стороны человека явились бы богохульством; в свете такой точки зрения несовершенства собора были преднамеренными. 

Если вы будете в Париже, вы непременно захотите увидеть Нотр-Дам. Но вы не увидите собор в том виде, как он был построен в XII-XIV веках. Время, погода и политика сделали свое дело. Износ и разрушения требовали многократного ремонта. При этом различные эстетические и политические направления вносили каждый раз целый ряд изменений. 

Эпоха Просвещения, например, нашла средневековые окна из цветного стекла вульгарными и заменила их бесцветным стеклом, чтобы впустить больше «света» внутрь церкви. Король желал въезжать в Нотр-Дам верхом на коне, и средняя колонна центрального портала было снесена, чтоб не мешать. А приверженцы Революции 1789 года в своей ненависти к монархии и к церкви как ее союзнику изуродовали большую часть скульптур собора. 

Парадоксальным образом, более всего нанес вред собору тот, у кого были наилучшие намерения, — Эжен Виолет ле Дюк. В середине XIX века, когда вернулась мода на средние века вообще и готическую архитектуру в частности, он предпринял восстановление Нотр-Дам наряду со многими другими зданиями средневековой Франции. 

Его реставрация не нанесла собору смертельного удара, поскольку она фактически спасла весьма дряхлую старушку. Но его реконструкция отдельных частей Нотр-Дам, которые, вероятно, никогда не существовали, привела к тому, что то, что мы сегодня видим, — это в большой степени представление XIX века о том, чем мог или не мог быть оригинал...» 

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 33
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.