elisaveta_neru

Categories:

Христианство и философия

«Перед всяким христианином, приступающим к изучению философии, закономерно встают вопросы: как соотносятся христианская вера и философское знание, нет ли между ними противоречия и антагонизма? Чтобы ответить на эти вопросы, следует обратиться к истории. 

Ко времени появления христианства в мире философия насчитывала уже более чем шестивековую историю. За этот период ею был пройден целый цикл развития, накоплен большой опыт в исследовании проблем бытия и нравственности, сформирован огромный понятийный аппарат, обладание которым было неотъемлемым признаком высокой образованности и культуры. 

Естественно, что христианство, с самого начала заявившее о себе как об универсальном вероучении, способном привлечь людей из любых слоев общества, неминуемо должно было столкнуться с философией, как скоро число интеллектуалов, вошедших в Церковь, стало значительным. 

Христианство никогда не претендовало на роль философской системы, ведь в его основе лежат богооткровенные догматические истины, которые разуму нужно не искать, а принять на веру, которые проверяются не теоретическим рассуждением, а практикой духовной жизни. 

Однако, столкнувшись с обвинением в, якобы, интеллектуальной ущербности и непригодности для образованных, мыслящих людей, христианство было вынуждено приблизить Евангелие к миру, используя для изложения евангельских истин понятийный аппарат греческой философии. 

При этом изменение коснулось не только словесного выражения, но и самого подхода: истинность христианства доказывалась на началах и принципах разума. Первопроходцами на этом пути стали такие апологеты Древней Церкви (II в.) как: Аристидаз, Афинагор и св. Иустин Философ. 

Это были профессиональные философы, которые и после своего обращения в христианство продолжали носить философский плащ, показывая тем самым, что именно христианство есть истинная Философия. Их христианское философское мировоззрение прекрасно характеризует следующий отрывок из сочинения Афинагора, возглавлявшего академическую (платоническую) школу в Афинах: 

«Но раз в том, что Бог един, независимо от желания, согласны почти все, кто исследовал начала вещей, а мы именно и утверждаем, что Тот, кто устроил эту вселенную, есть сей Бог, почему же им позволено безнаказанно писать и говорить о Боге то, что они хотят, а нам, которые могут удостоверить свои взгляды и истинность веры в единого Бога доказательствами рассудка и доводами истины, угрожают законом? 

Стихотворцы и философы, как и в прочих вопросах, здесь рассуждали по наитию, каждый по мере причастности Божественному дуновению, пытаясь исследовать и по возможности понять и осмыслить истину Каждый из них преуспел настолько, насколько глубоко он проник в суть предмета, не находя, однако, самой сущности, ибо все они решили искать познания Божества не от Бога, но каждый от своего разумения. Поэтому-то каждый из них учил отлично от других и о Боге, и о веществе, и об идеях, и о мироздании».

Подобным образом мыслил и св. Иустин Философ, который считал лучших из греческих философов причастными к Логосу и даже называл их христианами до Христа: «Мы научены, что Христос есть перворожденный Бог, и мы выше объявили, что Он есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя 6ы считались за безбожников: таковы между эллинами Сократ и Гераклит и им подобные». 

В этом же русле излагал свое глубокое и верное учение о философии знаменитый учитель Церкви Климент Александрийский (II-III вв.), оказавший огромное влияние на развитие христианского богословия: «Пред пришествием Господа эллинам была необходима философия для праведности, как теперь она нужна для богопочтения, будучи пропедевтикою для усваивающих веру через доказательства», ибо «она так же воспитывала эллинов ко Христу, как закон евреев». 

«Философия, следовательно, приуготовляет, пролагая путь к тому, что исполнено Христом, ибо причина всякого блага Бог». «Все необходимое и полезное для жизни получается нами от Бога, и тем более философия дана эллинам, как 6ы собственный их завет, как ступень к философии Христовой»

Из книги протоиерея Дмитрия Предеина «Введение в философию»

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 33
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.