elisaveta_neru

Category:

Патология сознания

Среди книг, прочитанных недавно, роман Федора Сологуба «Мелкий бес». Это мне брат подарил с целью приобщения своей нерадивой сестры-библиотекаря к русской классике. Прочитать-то я прочитала, но испытала крайне противоречивые чувства. Нет, книга понравилась, иначе не взялась бы размышлять о ней.

Сологуб писал роман десять лет, закончил в 1902 году. Однако большинство изданий отклонило рукопись, сочтя ее «рискованной и странной». В 1905 году «Мелкого беса» начали публиковать в журнале «Вопросы жизни», но на 11-м номере журнал закрылся. Лишь еще через два года произведение вышло отдельным изданием и получило широкое признание читателей и критиков.

Роман внешне реалистичен, но внутренне символичен. Символизм — одно из направлений декаданса — в русской литературе Серебряного века приобрел свои эстетические особенности в темах одиночества и смерти. А здесь писатель описывает не только деградацию людей в маленьком городе, но жизнь вообще как бессмысленное бытие.                                                                                                                                                                                                            

У главного героя гимназического учителя Ардальона Борисыча Передонова ярко выраженные мания величия и мания преследования. Во-первых, ему кажется, что в него влюбляются поголовно все девушки и женщины, а так же он достоин более высокого чина и должности инспектора народных училищ. Во-вторых, ежеминутно опасается, что на него донесут или, чего хуже, отравят или прибьют. 

В книге показан мир глазами психически больного человека. Когда-то я усердно изучала теорию психических расстройств, а сейчас в реальной жизни приходится постоянно сталкиваться с психами. Поэтому встретить таковое в литературе мне было не совсем приятно.

В аннотации к изданию книги 2017 года сказано, что «его мучитель — бес-недотыкомка и сегодня служит страшным предостережением человечеству». Долго ждала, когда же бес появится, что случилось ближе к концу повествования. 

Действующих лиц в романе настолько много, что я не могла их запомнить, возвращалась назад, пролистывала, чтобы найти, когда он (она) появился. Самое кошмарное, что почти все персонажи, если не умалишенные, то с небольшим приветом. «Есть ли хоть один нормальный?» – думала я в ужасе.

«О, смертная тоска, оглашающая поля и веси, широкие родные просторы! Тоска, воплощенная в диком галдении, тоска, гнусным пламенем пожирающая живое слово, низводящая когда-то живую песню к безумному вою!»

Язык Сологуба — блестящий образец русской словесности. В романе проходит несколько месяцев лета и осени, читатель вынужден сопереживать героям, рассказ продолжается оживленно и динамично. Передонов не выстраивает отношения с приятелями, знакомыми, сослуживцами. Он просто всех ненавидит и использует в корыстных целях.

«Его чувства были тупы, и сознание его было растлевающим и умертвляющим аппаратом. Все доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь. В предметах ему бросались в глаза неисправности и радовали его. Когда он проходил мимо прямостоящего и чистого столба, ему хотелось покривить его или испакостить. Он смеялся от радости, когда при нем что-нибудь пачкали».

Его жуткое состояние со временем прогрессирует. Как следствие душевного заболевания — тяжелые галлюцинации. Вот что ему почудилось, когда ехали в церковь на венчание со своей невестой Варварой, обманом заставившей его на себе жениться. 

«– Глаз-птица пролетела, – угрюмо сказал Передонов, всматриваясь в белесовато-туманную даль небес, – Один глаз и два крыла, а больше ничего и нету. 

Варвара ухмылялась. Она думала, что Передонов пьян с утра. Но она не спорила с ним, а то еще, – думала она, – рассердится и не пойдет под венец».

Бес-недотыкомка — женского рода. Это нечто, возникшее в его извращенной душе, как порождение его пороков, страхов, переживаний. Выглядело оно «как невиданный зверь, ни кошка ни мышь, но что-то мелкое и злое». 

Она являлась Передонову в разных образах, то серо-дымчатая, то огненная. «Недотыкомка бегала под стульями и по углам и повизгивала. Она была грязная, вонючая, противная, страшная… Следит за ним, обманывает, смеется — то по полу катается, то прикинется тряпкою, лентою, веткою, флагом, тучкою, собачкою, столбом пыли на улице и везде ползет и бежит за Передоновым». И никакими средствами невозможно было от нее избавиться. 

Исследователи выделяют в романе два плана: жизнь Передонова — воплощение безрадостного жизненного зла, и идиллическая любовь мальчика Саши Пыльникова и Людмилочки Рутиловой. Вторая линия не такая уж и главная. 

Отношения их настолько живые и чувственные, я уж грешным делом подумала, что у 15-летнего гимназиста и девицы примерно лет 19-ти все произошло, что бывает между мужчиной и женщиной. Оказалось, нет, между ними оставались своеобразные романические игры. Эта линия несколько украшает роман с депрессивно-агрессивным состоянием главного героя.

Писатель мастерски рисует картинки быта русского провинциального городка. В конце выясняется, что в городе есть театр и культурные развлечения, то есть можно не только пить водку, играть в карты, бильярд и сплетничать, чем регулярно занимаются герои романа. 

Можно поставить Сологуба с его сатирической, даже гротесковой манерой в один ряд с Гоголем, Чеховым, отчасти Достоевским. Несмотря на душевную безысходность, весь фон романа на удивление прекрасный. Пейзажи и описания зримые, насыщенные, хотя важнее здесь психология героев, их диалоги. 

«Среди этого томления на улицах и в домах, под этим отчуждением с неба, по нечистой и бессильной земле шел Передонов и томился неясными страхами, и не было для него утешения в возвышенном и отрады в земном, потому что и теперь, как всегда, смотрел он на мир мертвенными глазами, как некий демон, томящийся в мрачном одиночество страхом и тоскою».

В финале сюжета происходит трагедия, чего и следовало ожидать. Почему же все так сумрачно? 

Критики писали, что жизнь этого круга людей, которых воссоздавал в «Мелком бесе» писатель, и в реальности была лишена всякого смысла. Из жизненных условий, из той среды мещанства, из амбиций «униженной и оскорбленной» личности и сформировалась патология сознания Передонова. 

Я бы добавила, что не среда виновата, а дело в личности. Предостережение о том, что, говоря современным языком, крыша может поехать от праздности, от осуждения и злобы, от пьянства, от высокомерия и других пороков. 

Федор Сологуб (1863-1927) сам получил образование в Учительском институте. Закончив учение, он получил место учителя в захолустном городишке, со временем стал инспектором начальных школ, а позже переведен в Петербург. Только после огромного успеха романа «Мелкий бес» он смог оставить педагогическую службу и жить на литературные заработки.

«Сейчас уже не вызывает сомнений, что в романе в равной степени нашли свое отражение и социальная проблематика, и гражданская сатира на провинциальную российскую действительность конца XIX столетия, и в то же время совершенно очевидный символико-философский смысл».

Прочла с удовольствием, но, думаю, перечитывать книгу можно только находясь в очень особом настроении. Чтобы не впасть в смертную тоску.

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 32
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.