elisaveta_neru

Category:

Вечные образы

Вечные образы — это художественные образы персонажей, которые будучи однажды созданы, приобретают настолько очевидную общечеловеческую, внеисторическую значимость, что впоследствии, превращаясь в своеобразные символы, вновь и вновь возникают в творчестве писателей последующих эпох.

В вечных образах запечатлены главные качества и свойства человеческой личности (готовность к самопожертвованию, стремление обрести истину, тяга к идеалу, поиски смысла жизни) и широта типизации их так велики, что меняющаяся историческая обстановка позволяет развивать заложенный в них универсальный смысл, усиливая те или иные оттенки. К вечным образам относятся Прометей, Фауст, Гамлет, Дон Жуан, Дон Кихот и другие.

Емкость и содержательность вечных образов настолько значительны, что они приобрели непреходящую эстетическую ценность. 

Неутолимость творческих запросов человека нашла отражение в вечном образе Фауста. Но характер искателя истины, готового во имя нее на серьезные жертвы, со временем существенно менялся.

Древние легенды о докторе Фаусте считали само познание тяжким грехом, а тяжелую расплату за познание неизбежной. Герой «Трагической истории доктора Фауста» (1589) английского драматурга Кристофера Марло, прозрев, уже протестует против уготованной ему за познание казни. Хотя раньше сам был на нее согласен. Еще более очевидно идеал счастья, доставляемого человеку знанием и трудом, торжествует над угрозой расплаты в «Фаусте» Гете.

Однако и здесь художественные возможности, заложенные в вечных образах не были исчерпаны. Немецкий писатель ХХ века Томас Манн продолжил их в своем романе «Доктор Фаустус». 

То же самое в вечном образе, пришедшем из испанских легенд XIV-XVII веков дон Жуане, о Гамлете. Но вечные образы не следует смешивать с образами, которые стали нарицательными (Тартюф, Обломов, Манилов), они не имеют такого обобщающего общечеловеческого значения. 

Нередко образ литературного героя строится в соответствии с замыслом автора как сознательная ретроспекция вечного образа: образ Прометея в поэзии Байрона. 

Потенциально всякий образ, воспринимаемый как современный читателями разных эпох, может расцениваться в качестве «вечного». Однако по традиции, установившейся в литературоведении, к вечным относятся прежде всего такие образы, которые дают возможность их многозначной философской интерпретации.

Из «Словаря литературоведческих терминов»

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 33
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.