elisaveta_neru

Category:

Душа разумная

«По учению Православной Церкви, человек «состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела» («Православный Катехизис»).

Мысль о душе человеческой как сущности, особенной и несравненно превосходящей по своему значению все чувственное, проникает все откровенное учение о человеке Ветхого и Нового Заветов.

Говоря в книге Бытия о творении человека, Боговидец Моисей дает подробности, которые во многом объясняют таинственное двойство человеческого существа. И созда Бог человека, персть взем от лица земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу (Быт. 2: 7). 

Тело человека создал из земли — этим в человеке представлен материальный мир, вдохнул в него дух жизни — этим в нем представлен духовный мир. Творение человека — это создание живого существа, которым приведены в единство видимое и невидимое.

Телесно-духовный состав человека подтверждают и другие места Священного Писания. Иов, обращаясь к утешающим его друзьям, говорит: Умолчите, да возглаголю, и почию от гнева, вземля плоти моя зубами, душу же мою положу в руце моей (Иов. 13: 13–14). 

Псалмопевец взывает пред Богом: Еще же и плоть моя вселится на уповании, яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истление (Пс. 15: 9—10). Екклесиаст, соответственно тому, как говорится у бытописателя о происхождении человека, выражается о его кончине: И возвратится в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже дал его (Еккл. 12: 7).

В Новом Завете читаем слова Самого Христа Спасителя: Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геене (Мф. 10: 28), — из которых явствует, что человек состоит из тела и души. 

Апостол Иаков пишет: Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак. 2: 26). Также и апостол Павел учит: Сам же Бог мира да освятит вас всесовершенных (во всем): и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Фес. 5: 23). Прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божии (1 Кор. 6: 20).

В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю, видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа — существо, совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всей видимой природой своими совершенствами и преимуществами. Она есть дыхание Божие и имеет природу не земную, а премирную, небесную. Она есть высшая и превосходнейшая часть человека.

Богообразная душа — существо простое, бестелесное, разумное, свободное, животворное. Как простое существо, она неделима, как бестелесное — невидима, как животворное — бессмертна.

Преподобный Иоанн Дамаскин дает такое определение душе: «Душа — сущность живая, простая, бестелесная, по своей природе невидимая для телесных очей, бессмертная, мыслящая и разумная, не имеющая определенной формы — пользуется органическим телом и дает ему жизнь, и возрастание, и чувство, и силу рождения. Душа свободна, имеет способность хотения и деятельности; она изменчива в отношении воли. Все это душа получила от благодати Сотворителя (Творца), от благодати Которого получила и бытие, и особый вид природы»...

Животных существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены — каковы Ангелы, другие имеют ум — дух, душу, тело и дыхание — каковы люди, иные имеют дыхание и душу — каковы животные, а иные только жизнь — каковы растения, в которых жизнь без души, без дыхания, без ума и бессмертия (прп. Антонтий Великий).

У людей душа разумная, а у животных чувствующая (свт. Иоанн Златоуст).

Святой Ефрем Сирин говорит, что душа наша есть прекраснейшее и преимущественное пред всеми творениями, любимейшее Богом творение, запечатленное тайною благодати и премудрости Его.

Душа есть существо невещественное, простое. Душу нельзя видеть очами телесными, нельзя осязать, ощущать никакими телесными чувствами — душа есть духовное естество, бестелесная сила.

Преподобный Максим Исповедник опровергает мнение о телесности души, как духа — образа Бога, следующим образом: «Если душа есть живое тело, то его что-то должно двигать изнутри. Тогда придется предположить, что в душе есть душа. Если же скажут, что нас движет Бог, то должны будут признать Божество причиной и тех неуместных и срамных движений, которых у нас, как известно, очень много. 

Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа — не тело, так как непричастна ничему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной, а как образ бессмертного, и нетленного, и невидимого, мы и в ней признаем эти качества. Как образ нетелесного — и нетленной, то есть чуждой всякой вещественности».

Из книги «Человек — храм Божий»

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 33
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.