Прекрасное в настоящем

В конце прошлого 2017 года мне подарили большой настенный перекидной календарь «Импрессионисты». Повесила его в библиотеке и страшно радовалась, что целый год буду любоваться на репродукции картин любимых французских художников.  

Вдруг, переворачивая в начале месяца очередную страницу, я с удивлением обнаружила, что наступает декабрь. Последний месяц года! А там синее море и скалы на картине Клода Моне «Порт Доннант, Бель-Иль».

В календаре почему-то нет ни одного зимнего пейзажа, написанного импрессионистами. А может быть, в солнечной Франции не бывает такой зимы, как у нас? Есть немного снега в работах того же Моне, но в календарь их не поместили. Нет, не об этом я больше задумалась. 

Как же год промчался мгновенно, даже не заметила! Будто вчера открывала самый первый месяц, где была вот эта прелесть: Пьер Огюст Ренуар «Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой».

И вот уже декабрь. Время несется, и ничто не в силах задержать его бег. Так и жизнь пролетит, успеть бы остановить взгляд на ее последней странице...

Следующие строки выписаны мной из книги «Этюды об изобразительном искусстве». 

«Произведения импрессионистов дарят нам ощущение радости жизни и единства человека со всем, что его окружает, — природой, городом, интерьером. Художники этого направления писали то, что видели вокруг себя. Сады, поля, улицы, прохожих, друзей и знакомых. Они пользовались чистым светом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов.

Если подойти к импрессионистической картине близко и рассмотреть ее поверхность, то можно увидеть много отдельных разноцветных пятнышек, нанесенных кисточкой вплотную одно к другому. А если отойти от полотна на несколько шагов, то маленькие мазки будут сливаться в один тон — розовато-красный, если преобладают теплые краски.

Из-за своеобразной живописной манеры поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на лице человека. 

Эти художники ценили очарование быстро преходящего момента жизни. Само название их живописи «импрессионизм» произошло от французского слова impression — впечатление.

«Впечатление. Восход солнца» — так называлась картина Клода Моне, показанная на выставке в Париже в 1874 году. В ней приняли участие многие живописцы нового направления. 

Интерес к современности составляет характерную черту французской живописи прошлого столетия. Импрессионисты выступили во многом как продолжатели реалистического искусства. Но в их живописи не было социальной критики, как у русских художников-передвижников, их современников.

Завоеванием импрессионистов было то, что они утверждали ценности обыденного существования рядового человека… У официальных художников были в ходу картины исторические, религиозные, населенные древними воинами, а также нимфами, амурами и другими условными персонажами, почерпнутыми из мифов и религий разных времен.

Импрессионисты увидели прекрасное не в прошлом, а в настоящем. Ценя мимолетность, быстротечность живых впечатлений, они отказывались от подражания вечным канонам красоты. Вначале их живопись принимали только в узком кругу художников, критиков, писателей — среди них был тогда молодой Эмиль Золя. 

Импрессионистам приходилось нелегко — их картины отвергало жюри официальной выставки — парижского салона. И покупать их никто не хотел. Поэтому художники стали устраивать независимые выставки. Но публика, привыкшая к помпезной и приглаженной салонной живописи, не понимала манеры молодых мастеров. 

Их упрекали в неумении рисовать, незаконченности работ, неправильном видении цвета. Потребовалось около полутора десятилетий, чтобы новое течение получило общественное признание. Все эти годы художники упорно продолжали работать. Некоторые из них бедствовали, находились на грани нищеты, но не уступали господствующим вкусам. Признание и материальное благополучие пришло к одним раньше, к другим позже, и старые товарищи протягивали друг другу руку помощи…

Искусство импрессионистов в нашем столетии стало одной из главных культурных ценностей французской культуры. Импрессионисты пользуются популярностью, потому что их произведения оптимистичны, учат ценить радость жизни».

promo elisaveta_neru october 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.