Кино без немцев

Фильмы о Великой Отечественной войне я полюбила уже в зрелом возрасте. А история этого периода нашей страны меня пугает своей масштабностью. Периодически увлекаюсь, изучаю узкие темы, например, о разведчиках, снайперах или Псковской духовной миссии (1941-1944 гг.). 

Началось все еще летом, когда в нашем селе демонтировали старые ненужные дома довоенной постройки. Один из них монастырский, другой соседский. Символично, что работали как раз 22 июня, в годовщину начала войны.

Мы знали, что дома забрали для фильма. Разобрать по бревнышку, а потом заново сложить для постройки декораций это дешевле и проще, чем использовать при создании фильма компьютерную графику. Так сказала одна наша сестра, но эту информацию я не проверяла, поэтому не уверена. 

Примерно в 100 километрах от нас за городом Медынью находится село Ильинское, осенью 1941-го оно оказалось центром боевых действий. В особенно суровые первые месяцы здесь шли тяжелые бои и пролегал последний перед Москвой рубеж, который так и называется Ильинский. На сооружение укреплений собирались все местные жители, а немцы подступали почти вплотную.

В Калужской области проходят съемки основных эпизодов военной драмы «Ильинский рубеж». Кинолента посвящена Подольским курсантам, защищавшим подступы к Москве в октябре 1941 года. Странно, что подвиг Подольских курсантов на Ильинском рубеже до сих пор не освящен в кинематографе. Есть только упоминание об этом в старом фильме «Битва за Москву» (1985).

Потом к нам в монастырь приезжали генеральный продюсер кино-проекта «Ильинский рубеж» Игорь Угольников и художник-постановщик фильма Константин Пахотин. 

В 2010 году Угольников приступил к военной теме с фильмом «Брестская крепость» (режиссер Александр Котт). Он рассказал, что получил доступ к военным архивам, изучал судьбы защитников крепости. Очень противоречивые трагические страницы нашей истории. На мой взгляд, в «Брестской крепости» без героического пафоса, показано все, как было: внезапность, смятение, ужас, кровь, грязь. 

Художник Пахотин специализируется по жанру исторического фильма. Он работал над картинами «Батальон», «Ладога», «Василиса», «Мы из будущего» и другими. Гости побеседовали с игуменией, осмотрели наши достопримечательности, в заключении пригласили посетить съемки. 

Я прочитала о тех событиях: «В начале октября 1941 года противник продолжал наступление в районе Малоярославца. 5 октября гитлеровцы заняли город Юхнов (Калужская область), однако на Варшавском шоссе путь передовым частям 10-й танковой дивизии 57-го моторизованного корпуса вермахта преградил небольшой отряд из 430 десантников, которым командовал начальник парашютно-десантной службы Западного фронта капитан Иван Старчак. Они несколько дней держали оборону против многократно превосходящих и прекрасно вооруженных сил противника.

Сил, которые можно было бы задействовать в обороне столицы, становилось все меньше. В резерве оставались курсанты военных училищ Московской области. 5 октября 1941 года был поднят по тревоге личный состав находившихся в подмосковном Подольске пехотного и артиллерийского училищ. Эти военные учебные заведения были созданы в Подольске в 1938-1940 годах, когда СССР стремительно наращивал численность вооруженных сил, уделяя особое внимание развитию системы военного образования.

Курсанты получили приказ занять оборону на Ильинском рубеже и сдерживать совместно с регулярными частями 43-й армии фашистских захватчиков, пока не подойдет подкрепление. На вчерашних мальчишек двигались многократно превышающие силы немцев, но они почти полмесяца становятся преградой на пути врага к Москве.

Гитлеровское командование сориентировалось достаточно быстро. Начались авианалеты, затем — артиллерийский обстрел, а потом на позиции подольских курсантов двинулись немецкие танки. Но курсанты и их командиры держались. Были оборудованы долговременные огневые точки и долговременные деревянно-земляные огневые точки, которые позволяли курсантам вести активный огонь по врагу, нанося серьезный урон технике и личному составу. 

13 октября, отчаявшись сломить сопротивление курсантов в лобовой атаке, фашисты придумали обманный маневр. Танки вышли в тыл к героическим советским воинам под красными флагами, чтобы создать видимость «своих». Но курсанты быстро поняли суть происходящего и смогли уничтожить наступавшие танки противника. Командование наступавших частей вермахта было в бешенстве — «красные юнкера», как называли немцы подольских курсантов, ломали все планы по быстрому преодолению линии обороны.

Из 3500 человек в строю осталось только около 500, по другим данным около 300 человек. Примерно 2500 курсантов и командиров подольских военных училищ погибли в боях. Поскольку тела погибших оставались на полях сражений до декабря 1941–января 1942 гг., когда были захоронены, большинство погибших курсантов так и не были опознаны и числились пропавшими без вести». 

И вот в середине ноября в один из холодных дней мы приехали на съемки. Обстановка была очень волнительной. 

Место располагалось уже не в Ильинском, а почти рядом с нами, у села Огарево. Пустынные холмы, мост через реку Медынку. На заднем плане полуразрушенный храм. Как выяснилось, это церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1724 года. Печально, конечно, что в Калужской области еще остаются неотреставрированные храмы. Ни властям, ни людям это не нужно по той причине, что в селе мало жителей. 

На площадке помогали волонтеры, в массовых сценах участвовало местное население. Поэтому фильм «Ильинский рубеж» и называют народным кино-проектом.

Костюмы и военная техника тех времен, все грандиозные декорации принадлежат киностудии «Военфильм». Множество аппаратуры, камеры, машина для искусственного снега, которым припорошили всех участников съемок. Гримеры с баночками, кисточками раскрашивали раненых. 

Кроме того у моста толпилась куча народа, техники, пиротехники, операторы. Помощники, ассистенты переговаривались с помощью рации. Над местностью летал изящный вертолетик, называемый квадрокоптер, все фотографировал.

Улыбающийся Игорь Станиславович Угольников подъехал на военном квадроцикле. 

Снимался заключительный эпизод фильма. По направлению к мосту движется колонна: танки, машины, солдаты, офицеры. Это новая дивизия, прибывшая из Сибири.

Навстречу им идут человек пятьдесят оставшихся Подольских курсантов. Почти все раненые, в рваных шинелях, черные от пороха. Настоящие воины, которые держали рубеж, стояли до конца, уходили уже по приказу. Они непобежденные, выполнившие задачу остановить врага. 

В финальной сцене на мосту офицеры колонны отдают им честь. 

В роли этих ребят снимались не актеры, а обычные солдаты срочной службы из Подмосковья. В перерывах они ходили по окрестностям. 

Главный режиссер Вадим Шмелев говорил в микрофон. Вдруг стало понятно, какая тяжелая работа у кинорежиссера. Это адский труд — такое огромное количество народа организовать и заставить делать то, что нужно.

И в результате всей этой суматохи рождается произведение искусства, которое называется фильмом. Нам сказали, что фото самой съемки, когда прозвучала команда «Камера! Мотор!» в соцсети выкладывать нельзя. А вот простые рабочие моменты можно. 

Актер Евгений Дятлов играет главную роль начальника Подольского артиллерийского училища полковника Ивана Стрельбицкого. Его видели издалека. Встретили уже знакомого художника-постановщика Константина Пахотина.

Актер Владимир Зайцев в роли одного из командиров подкрепления, подходил к нам, пообщались немного. Но о его участии в фильме почему-то никакой информации я не нашла. Еще там заняты Сергей Безруков и Алексей Бардуков. Ах, если бы и Кирилл Плетнев!

Мы знали, что 22 октября на съемках погиб каскадер Олег Шелкин. Он старался, чтобы сцена получилась подлинной, а танк не остановился… Его отец сказал: «Мой сын родился в 1987-м, а погиб под немецким танком в 1941-м». Память о войне живет в каждом из нас и проявляется в поступках, кто-то с упоением смотрит кино и читает книги, а кто-то жертвует своей жизнью.

«Ильинский рубеж» будет готов к выходу в прокат в 2020 году к 75-летию Великой Победы. Верю, что получится яркий правдивый фильм и на кинопленке останется память о трех с половиной тысячах Подольских курсантов, которые не пустили захватчиков к Москве. Так хочется дожить до показа картины. 

Жаль, что «немцев» не довелось увидеть. На пленных немцев были похожи мы, прогуливающиеся около съемочной площадки. Если что, я — посередине. А потом на глазах у ГИБДДэшников мы уселись в машину, вчетвером влезли на заднее сидение и, довольные, отправились домой. 

Если когда-нибудь меня отпустит Великая Французская революция, обязательно займусь углубленным изучением начального этапа Великой Отечественной. 

promo elisaveta_neru october 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.