«Кто хочет гневаться на меня...»

Если я что-то читаю, то потом еще некоторое время перевариваю прочитанное. Вот как и про блаженного Иеронима Стридонского — святого переводчика, монаха, ученого-богослова, и просто интересного человека. Несколько мыслей вдогонку.

Он больше всего мечтал водвориться в пустыне, но вынужден был в самой гуще общества вести весьма активный образ жизни. Для того времени (IV-V века) это было необычно. Постоянно путешествовал по миру, скандалил и обличал римских граждан сомнительной нравственности, переписывался с разными лицами и дружил с женщинами.

В начальный период монашества его мучили тяжелые галлюцинации, как воспоминания о грехах юности. 

Он предстает в живописных изображениях, как кающийся грешник, лохматый и полуобнаженный, стоящий на коленях перед распятием в пустыне. Иероним держит камень, которым он может бить себя в грудь, часто с черепом и песочными часами. Есть такие картины.

Будучи в монастыре, святой несколько раз воображал себе, что слышит трубы, возвещающие Страшный Суд. На многих картинах он изображается слушающим ангелов, трубящих в трубы над его головой.

Иероним также был покровителем студентов. Покорный лев жил у него в пустыне или в Вифлееме, когда уже занимался переводом Священного Писания. 

Циклы сцен в католических церквах и монастырях, посвященных святому Иерониму, включают его крещение папой Либерием, его смерть в окружении его учеников, а также погребение.

До 1054 года Церковь была единой православной и на Западе, и на Востоке. Папы Римские иногда даже спасали Православие, потому что на Востоке, в Византии часто развивались ереси. Все святые, бывшие до разделения, общие.

В Православии память блаженного Иеронима Стридонского отмечается 28 (15) июня. Все же больше всего икон и портретов, где он с книгой в руках. 

Надпись на книге «In principio creavit Deus caelum ct terram...» [лат. - «В начале сотворил Бог небо и землю...»] (Быт. 1:1). Когда он уединился в пещере Вифлеема, чтобы работать над переводом, наконец, наступило более спокойное время. Но все же блаженный не был отшельником, он вел переписку и общался с желающими получить от него духовное наставление. 

Отрывки из писем, которые писал Иероним из вифлеемской пещеры:

«Пусть мой противник пощадит себя, пощадит меня, пощадит имя христианина. Пусть узнает, что монашество его состоит не в разговорах и расхаживаниях, а в молчании и уединении. Пусть прочтет слова Иеремии: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его не него» (Плач Иеремии. 3: 27-28).

... Пусть пишет против меня муж, язык которого я понимаю; если я одержу победу над ним, то разом одержу победу над всеми. Я очень хорошо знаю (поверьте моему опыту), «каков он, поднявшись на щит, с какой быстротой мечет копье» (Энеида, 10). Он храбр, в спорах привязчив и упорен, и голова его полна хитрых затей...

Кроме того, он никогда не краснеет, не размышляет о том, что говорит и сколько говорит, и приобрел такую славу красноречия, что слова его повторяются людьми косматыми... Я приглашаю моего противника писать книги — оставить по себе память потомству. Будем беседовать письменно, и пусть судит о нас безмолвный читатель, как я веду за собой толпу учеников...

Мне оставалось или ничего не писать, чтобы не подвергнуться суду людскому, чему ты воспрепятствовал; или писать и знать, что против меня направлены стрелы всех злоязычников. Умоляю их, чтобы они успокоились и перестали злословить. Я писал не к врагам, но к друзьям, не нападал на согрешающих, но увещевал их, чтобы не грешили.

Я был строгим судьей не только по отношению к ним, но и по отношению к себе самому; желая исторгнуть сучец из ока ближнего, я прежде исторгнул свое бревно.

Никого я не оскорбил; ничье имя не обозначено, даже описательно. Никого в частности не коснулась моя речь. Было общее рассуждение о пороках. Кто хочет гневаться на меня, пусть прежде сознается, что он таков».

А вот его наставления священнику: 

«Не прельщайся людской молвой; из-за похвалы народа не окажи противления Богу. «Если бы я и поныне, - говорит Апостол, - угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). Среди доброй и худой славы воин Христов идет, не уклоняясь ни направо, ни налево; не надмевается от похвалы, не сокрушается от порицаний, не гордится богатством, не подавляется бедностью; для него безразлично и радостное, и печальное...

Остерегайся также, чтобы не чесались у тебя язык и уши, то есть сам не злословь и не слушай других, злословящих ближнего...»


promo elisaveta_neru october 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.