Короткая, но насыщенная жизнь

Кто такие святые? Это обычные люди, только разница в том, что они жили и умерли с Богом. Святитель Иоасаф Белгородский ходил по земле триста лет назад. Но пример его святости согревает верующих и сейчас, в наше тревожное смутное время. 

Он родился на Украине, в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии 8 (21) сентября 1705 года, в семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко. В крещении мальчика назвали Иоаким.

Род Горленко – один из древних родов в истории Малороссии. Это было славное семейство, которое удостоилось получить в XVII веке права русского дворянства. Фамилия их берет свое начало от выходцев из Угорской Руси в Запорожскую Сечь. Многие из членов рода Горленко, жившие по ту сторону Днепра, в подчиненной тогда польскому владычеству области, приобрели себе славу ревностных и непоколебимых поборников православия в его многовековой борьбе с римским католичеством.

В семилетнем возрасте Иоаким Горленко поступил учиться в Киевскую Духовную Академию. Семье Горленко выпало много тяжелых испытаний, и мальчик еще будучи ребенком, рано осознал призрачность земного благополучия и научился искать утешения и помощи в молитве. 

Отец Иоакима однажды вечером увидел в небе Пресвятую Богородицу и склоненного пред Ней своего маленького сына, и в то же мгновение Ангел накрыл отрока архиерейской мантией. Отец удивился, но вскоре забыл об этом видении. Во время учебы Иоаким каждый день посещал богослужения в Киевской Лавре и наблюдал за жизнью монахов. 

Юноша возрастал и все больше укреплялся в желании стать иноком. Чувствуя пламенное влечение к служению Богу, он просил своих богобоязненных родителей отпустить его в монастырь. Отец ответил строгим отказом. Тогда Иоаким оставил учебу и тайно удалился в Межигорский монастырь под Киевом. Там на 20-м году своей жизни он был пострижен в рясофор. А родителям ничего не осталось делать, как смириться с выбором сына.

В 1727 году после окончания Духовной Академии он был пострижен в монашество и наречен Иоасафом. Через год рукоположен во иеромонаха и оставлен в учебном заведении на должности преподавателя. В любой своей деятельности святой Иоасаф деловые качества сочетал с подвигом молитвы и быстро восходил по лествице духовного совершенствования. 

На Пасху 1737 года будущий святитель, тогда еще педагог и экзаменатор Киевской Духовной Академии приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея – архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения  – поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей Академии. 

Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу. Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась. Список, хранившийся в Церковно-археологическом музее Киевской Духовной Академии, стал источником для первой публикации «Брани...» в 1892 году. 

Впоследствии о поэма была потеряна, и обнаружили этот труд уже после второго обретения мощей святителя Иоасафа. Научный сотрудник Белгородского областного государственного историко-краеведческого музея Андрей Игоревич Папков обратился с предложением о переиздании поэмы к духовенству Белгородской епархии. 

В 2001 году был создан поэтический перевод этого произведения, ведь на церковно-славянском языке он был не совсем понятен современному читателю. Но не будем забегать вперед.

В 1737 году иеромонах Иоасаф поставлен игуменом полуразрушенного Преображенского монастыря в городе Лубны. И для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств. Заботливый и трудолюбивый игумен Иоасаф, не обращая внимания на слабость своего здоровья, решил во что бы то ни стало изыскать средства для приведения вверенной ему Лубенской обители в надлежащее состояние. 

С этой целью он с разрешения Киевского митрополита отправился в далекое путешествие, в Москву и Санкт-Петербург для испрошения доброхотных пожертвований на построение разрушившейся соборной монастырской церкви. В Петербурге игумен Иоасаф удостоился высочайшего внимания императрицы Елизаветы Петровны. 

Благочестивая Государыня, любившая церковное благолепие и усердно посещавшая храмы и монастыри, милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей. К числу причин, расположивших Государыню к щедрому пожертвованию нужно отнести также трогательное и очень назидательное слово игумена Иоасафа о любви к Богу и ближнему. 

В 1744 году по прямому указанию императрицы Елизаветы Петровны игумен Иоасаф был возведен в сан архимандрита и вызван в Москву. Следующий год принес отцу Иоасафу новое поприще, он назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Снова требовалось колоссальное количество сил для восстановления крупного монастыря после пожара. Святой трудился самоотверженно несмотря на свои телесные недуги и отдавал все силы на благоустройство обители. 

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга состоялась хиротония архимандрита Иоасафа во епископа Белгородского. В праздник Преображения Господня новопоставленный святитель Иоасаф прибыл в город Белгород. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и людям, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского правления.

Обширная в то время Белгородская епархия отличалась крайней бедностью своего населения. Нужно сказать, что с самых первых дней своего служения святитель Иоасаф большое внимание стал уделять вопросу образования. Лишенные средств для содержания в духовных училищах, дети причетников и сирот духовного звания, оставались без образования, а нередко и поступившие в училища, по недостатку средств, оставляли их. 

Попечительный архипастырь Иоасаф принимал все возможные меры к устранению этих проблем, оказывал помощь нуждающимся и бедным ученикам училищ. 

С целью поднятия умственного и религиозно-нравственного состояния приходского духовенства, преосвященный Иоасаф с первого года вступления на Белгородскую кафедру, несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение своей епархии и останавливался не в покойных чертогах богачей, а в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек.

На архиерейской должности он строго следил за соблюдением благочестия, за нравственностью паствы, за правильностью совершения богослужения и состоянием храмов. Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке. Особенно зорко бдительный святитель следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой были преисполнены глубокого благоговения к службам церковным и святыням.

О том, как близок был святитель Иоасаф к Богу, свидетельствует следующий изумительный случай. Вскоре по вступлении своем на должность епископа владыка Иоасаф собрал к себе городских и окружных пастырей. В толпе стоявших пред ним заметил одного дряхлого старца-священника, на которого устремил свой испытующей взор. Преподав благословение и отпустив представлявшихся ему священников, святитель задержал подле себя старца и, узнал от последнего, что ему уже минуло 130 лет.

Владыка Иоасаф сказал: «Ты видишь пред собою пастыря, как отца стоящего пред сыном своим, поведай мне, не опорочена ли твоя совесть каким-либо тяжким грехом, который связывает тебя и не дает умереть...»

Изумленный священник, не сознававший за собою никаких преступлений, считал долголетие особою милостью Божией. Но он был настолько ошеломлен словами Святителя, что постепенно вспомнил, как совершил Божественную литургию дважды в день, по требованию помещика. 

Тогда он услышал таинственный и грозный голос: «Остановись, что ты делаешь!» Содрогнулся священник, но страх ответственности перед помещиком был сильнее страха пред Богом. Оправившись от смущения, он возгласил: «Благословенно Царство...», как вдруг вторично услышал еще более грозное предостережение: «Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь»

Заливаясь слезами, пал старец к ногам святителя, громко рыдая и рассказал об этом ужасном случае, имевшем место несколько десятков лет тому назад, в бытность его приходским священником. С тех пор прошло уже свыше 70 лет, ветхая церковь разрушилась, а там, где она стояла, теперь чистое поле, еще недавно вспаханное.

С ужасом великим выслушал святитель Иоасаф рассказ престарелого старца и сказал ему: «Несчастный, ты проклял Ангела Божия, Хранителя того места святого. Оба вы связаны проклятием и доныне. Так вот причина долголетия твоего».

После этого святитель велел немедленно приготовить походную церковь, разыскать то место в поле, где стояла церковь, и вместе со старцем отправился туда, приказав последнему совершить там Божественную литургию. По окончании последней епископ подозвал к себе старца и велел прочитать ему «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...», — затем благословил его, сказав: «Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов»

Так престарелый священник скончался, примирившись с Ангелом, охранявшим святой престол, и своею совестью, благодаря помощи святителя Иоасафа. Здесь же было совершено и погребение почившего старца, владыка Иоасаф лично отпевал его.

Другой раз святитель получил во сне указание о небрежном отношении к иконе Матери Божией, допущенном в храме его епархии. В притворе, среди куч мусора стояла в углу икону с необычайным сиянием, озарявшим Пречистый Лик Богоматери. Вскоре он прибыв в город Изюм, посетил Вознесенскую церковь и там обнаружил именно эту икону Богородицы, названную Песчанской. 

Отражением аскетического духа, которым проникнута жизнь святителя Иоасафа, служил и внешний его вид, и все стороны его жизни. Приснопамятный святитель Иоасаф «имел вид постнический, облик несколько строгий, с выражением вдумчивой кротости, седые волосы и седую небольшую бороду». 

Строгий к другим, святитель был еще строже к себе. В домашней жизни он соблюдал строгую простоту и скромность иноческую; к келейным служителям он был также строг, но эта строгость его не лишена была кроткой мягкости — он был прост и питал ко всякому самое близкое расположение и теплое участие. 

Святитель Иоасаф тщательно скрывал свою внутреннюю жизнь, которая была непрестанным служением Богу и ближним. Он тайно оказывал денежную помощь бедным, посылал пищу заключенным, покупал и сам колол дрова для бедных вдов и сирот.

Обладавший молитвенной настроенностью, которая доходила до пределов созерцания, блаженный архипастырь с обильными слезами совершал бескровное жертвоприношение. При бое часов святитель произносил молитву, которую сам составил, и которая стала называться молитвой святителя Иоасафа Белгородского. 

«Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Святитель Иоасаф – строгий подвижник, удостоился получить от Господа дар духовного видения и прозрения. Так, однажды пред Троицыным днем, крестьяне хутора Угрюма прибыли к святителю просить благословения и молитв о ниспослании дождя, потому что стояла сильная засуха, и червь подтачивал хлеб. 

Выслушав их просьбу, владыка обратился к стоявшему тут же своему кучеру и приказал ему к завтрашнему дню приготовить сани для поездки в указанное место. Услышав такое приказание, отданное в знойный день летом, когда стояла необычайная засуха, крестьяне недоумевая переглядывались между собой. 

Заметив это недоумение, святитель еще раз твердо и определенно повторил свое приказание, подчеркнув, что к завтрашнему дню должны быть приготовлены именно сани. К утру выпал обильный снег, от его таяния образовавшаяся влага поддержала урожай, согнав с полей червя.

Незадолго до своей кончины святитель Иоасаф с благословения Святейшего Синода отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил. 

Свидание святого Иоасафа с родителями было весьма трогательным. Почтенный старец-отец, преисполненный радости, по случаю свидания с сыном-архиереем, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну и вместе с тем признавал нужным соблюсти прерогативы, которые приличествуют отцу. Для осуществления этой цели отец святителя, встретивший сына своего при выходе его из кареты, нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. 

Заметив такое действие родителя, святитель со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии встретились и облобызались почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну. Посетив свое родное гнездо, святитель Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в богоспасаемый град Белгород. 

Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, святитель тяжело заболел. Проведя более двух месяцев на одре болезни, он приготовил себя к отшествию в вечную жизнь елеосвящением, исповедью и причастием Святых Тайн Господних и 10 (23) декабря 1754 года тихо предал дух свой Богу в возрасте 49 лет.

Вот такая короткая, но весьма насыщенная жизнь. Сегодня день обретения его мощей. Это происходило в 1911 году, когда попечением императора Николая II состоялась прославление епископа Иоасафа в лике святых. 

Потом нетленные мощи святого угодника Божия постигла та же печальная участь, что и всех остальных останков святых. В 1920 году они были извлечены из серебряной раки и выставлены в Москве в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма. 

Лишь спустя семьдесят лет спрятанная святыня была обнаружена и доставлена в Белгородскую епархию. 17 сентября 1991 года мощи святителя Иоасафа Белгородского чудотворца торжественно возвращены и помещены в Преображенском кафедральном соборе города Белгорода, где находятся и в настоящее время.

Материалы взяты из жития святителя Иоасафа, составленного князем Николаем Жеваховым в начале ХХ века.

promo elisaveta_neru october 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.