«У зла много масок» или О любимом триллере

Иногда собеседники спрашивают, интересуюсь ли я еще чем-нибудь, кроме Великой Французской Революции?

Да, разумеется, волнует меня очень многое и разное. Это времена Иоанна Грозного и жизнь Жанны Д`Арк, правление российских императоров Николая I и Николая II. Чем разноречивее личность или эпоха, тем лучше. Интересуют подвиги разведчиков во время Великой Отечественной войны и религиозные войны в Европе. А также Млечный путь и место планеты Земля во Вселенной. 

Еще возникновение книгопечатания, история письменности и этимология слов. Ну и конечно, творчество. Литература, музыка, живопись, театр, кино. Киноискусство. Подумала, а почему бы не рассказать об одном фильме, который я очень люблю. 

Фильм… тоже про XVIII век, действия его происходят в 1799 году. Но это случайное совпадение, потому что полюбила я его давно. Относится он к жанру ужасов и триллера. 

Картину «Сонная Лощина» американского режиссера Тима Бертона впервые посмотрела в кинематографе в год его выхода, в 1999. Тогда на дневной сеанс собрался полный зал народа. 

Снят фильм по новелле Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине» (1820). Под воздействием фильма сразу прочла рассказ американского классика. Увы, ощущение осталось сонное и тоскливое. А считается, что это один из немногих ранних рассказов в духе ужасов, Ирвинг позаимствовал образы из германского фольклора.

В новелле главный герой – бесцветный школьный учитель, который ходил по гостям, чтобы поесть. В общем, еще один пример, когда из скучного литературного произведения создан великолепный сценарий и потрясающий фильм.

Фильм производит ошеломляющее впечатление. Здесь есть все: интрига, семейные тяжбы за наследство, своеобразный детективный сюжет и мистика. Не могу сосчитать, сколько раз потом его еще видела, боюсь, получится трехзначная цифра. 

Нью-Йорк. Полицейский Икабод Крейн (Джонни Депп) – революционер в своем деле. Обличает устаревшие средневековые средства работы полиции. Умеет находить важные улики при помощи современных научных методов. Защищает здравый смысл, необходимый в делах правосудия. Верит в разум, причину и следствие.

Начальство отправляет его в городок Сонная Лощина для расследования загадочных убийств. Крейн субтильный по виду, но смелый духом. Он владеет техникой снятия отпечатков пальцев и имеет с собой целый запас приспособлений собственного изобретения. Он, конечно, уверен, что сумеет раскрыть преступление. Хотя с тревогой отправляется в сие мрачное место.

Страх, парализующий все поселение голландцев-фермеров, переходит и на молодого человека. Все жертвы обезглавлены, а головы ОН забирает с собой. Кто он? 

Всадник без головы. Он не живой, это призрак давно умершего офицера на огромном черном коне, который мастерски рубил головы на полном скаку. Никто из местных жителей не верит, что этот нью-йоркский ищейка сможет победить безголового Всадника. Ему советуют читать Библию, затем чтобы защититься от бесовщины.

Историю Всадника рассказывать не буду. Если вдруг кто-то не смотрел, посмотрите!

Если не воспринимать всерьез такие фильмы, можно смотреть и как сказку. В начале кинокартины взгляд цепляется за тыквы, вырезанные в виде головы, страшилки, используемые на Хэллоуин. Одна стоит на поле, несколько штук красуются в доме самого знатного жителя Сонной Лощины фермера Ван Тессела. Разве они уже были популярны? Начала искать, и правда, обычай распространился в Соединенных Штатах только после 1830-х годов и символизировал сбор урожая. 

Кто же убийца, безумец или маньяк? Или, в самом деле, привидение. Икабод находит могилу Всадника у подножия жуткого дерева в западных лесах. Кровоточащее Дерево Мертвых – место перехода из мира живых прямо в ад. Констебль Крейн не накачанный супермен, а вполне обычный человек. Несколько раз он падает в обморок от страха.

Убийства продолжаются и круг подозреваемых сужается. Как его остановить? Рассудок подсказывает следователю: нет, преступником не может быть зловещий призрак. Он из плоти и крови. Всадник убивает не всех, его жертв выбирает кто-то, кто им повелевает. Крейну удается выяснить, что это чудовище будет рубить и похищать головы до тех пор, пока не найдет свою.

Вершина жестокости и кровожадности Всадника в эпизоде, когда он убивает семейство повитухи. Отсекает голову мужу, молодой женщине и возвращается с той же целью за маленьким мальчиком. Жители Сонной Лощины в отчаянии и все больше недовольны бессмысленными версиями Крейна.

Другая ужасающая сцена, когда вечером все собрались в церкви выступать против действий констебля. Всадник мчится, не может ступить на освященную землю, но, тем не менее, все равно расправляется с основным подозреваемым Ван Тесселом. 

Фильм держит внимание в напряжении с первой до последней минуты. В некоторые моменты, действительно, страшно. Попутно Икабод пробуждает в памяти свою детскую травму. Вспоминает собственную мать, обвиненную в колдовстве, которую казнил отец-мракобес. Герой меняется вместе с происходящими мистическими событиями. 

Режиссер Тим Бертон написал в своих воспоминаниях в 2008 году: «Мне, по-видимому, всегда были созвучны персонажи, одержимые неким внутренним конфликтом. Вот и Икабод не так чтобы нормален: он вроде бы и умен, но ему не хватает широты кругозора. Бывает, если человек слишком много думает, он загоняет себя в угол. Когда я читал сценарий, мне понравилось, что Икабод представлен как человек, живущий в основном тем, что творится в его голове, слабо связанный с происходящим вне его. Это создает хорошую динамику при сопоставлении с персонажем, не имеющим головы вовсе».

Любовь тоже есть. Без постельных сцен, если не считать одного маленького эпизода. Девушка Катрина (Кристина Риччи) использует амулеты для защиты возлюбленного от злых духов. Колдовство загадочно и привлекательно. Мистицизм причудливо смешивается с реальностью.

«Истина не всегда такова, какой кажется», - говорит Крейн. Да, он понимает, что не все в жизни подчиняется разуму. Икабод сомневается в своих убеждениях, когда приходит любовь. «У зла много масок», - заключают герои. Кто вызывает из могилы дьявольского Всадника, выясняется за десять минут до конца. 

Философия фильма очень проста. Силы зла никогда не угомонятся, вечно будут восставать против добра, честности и правды. Но всегда есть один прекрасный Герой, умеющий отыскать выход и победить. 

Признано, что это одна из лучших ролей Джонни Деппа. А в целом «Сонная Лощина» остается одним из самых атмосферных и стильных фильмов в истории кинематографа. Возможно, кто-то не согласен. Но я вот уже почти двадцать лет являюсь его поклонником. 

Многие мои знакомые в недоумении: как может нравится, когда отрубают головы. Но нравится же не сам процесс отрубания головы! С полгода назад у нас в монастыре жила девушка, которая тоже обожает «Сонную Лощину». Так что единомышленников можно найти всегда и везде. 

promo elisaveta_neru october 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.