И снова о Празднике

Этот уникальный праздник стал фатальной ошибкой. Самое прекрасное и трагическое, что могло произойти в Великой Французской буржуазной революции. Среди множества противоречий относительно введения культа преобладает осуждение Максимилиана Робеспьера, как руководителя государства. Делается упор на то, что праздник был устроен в разгар террора.

О празднике Верховного Существа написано очень много.  http://www.diary.ru/~vive-liberta/p174693202.htm?oam

Я снова перечитывала Кропоткина, у которого нет об этом отдельной главы, всего один абзац: 

«Что касается Праздника Верховного Существа, который отпраздновали в блестящей, но казенной обстановке в Париже 20 прериаля (8 июня 1794 г.) и которому приписывал большое значение Робеспьер, вообразивший себя основателем новой государственной религии, борющейся против безбожия, то праздник был, по-видимому, очень красив как народное театральное представление, но он не нашел отклика в сердцах народа.

Впрочем, так как праздновали его по воле Комитета общественного спасения вскоре после того, как Шоммет и Гобель, симпатичные народной массе, погибли на эшафоте за свое неверие, весь этот праздник имел характер кровавого торжества якобинского правительства над крайними элементами. Поэтому он не мог возбудить симпатии в массах.

А открытое проявление враждебности против Робеспьера со стороны некоторых членов Конвента, выраженное ими во время самого празднества, сделало из него преддверие переворота 9 термидора. Праздник Верховного Существа был прелюдией конца революции». 

Нелестно выражается и Александр Герцен в романе «Былое и думы». Писатель приводит страшное сравнение: «Осенью 1826 года Николай, повесив Пестеля, Муравьева и их друзей, праздновал в Москве свою коронацию. Для других эти торжества бывают поводом амнистий и прощений; Николай, отпраздновавши свою апотеозу, снова пошел «разить врагов отечества», как Робеспьер после своего Fete-Dieu – Праздника Господня». 

Но значительно повеселила меня обширная статья Ю.А. Лимонова «Празднества Великой Французской революции в 1789-1793 гг. и массовые праздники Советской России в 1917-1920 гг.» в книге «Великая Французская революция и Россия». Понятное дело, что целью автора было восхваление Советской власти. 

«Великая Французская революция породила множество форм и методов революционной пропаганды и агитации. Одним из наиболее действенных методов являлся народный праздник. Он сочетал множество элементов массовых манифестаций, театрализованных представлений, военных парадов, музыки, хореографии и даже фейерверка и артиллерийского салюта». 

Далее на двадцати страницах рассказывается о том, как устраивались эти агитационные мероприятия в Петрограде и Москве. Упоминались лишь имена французских борцов за свободу, использовалась драматургия французских классиков, в основном цикл пьес Роллана «Театр революции». О том, как народные массы воодушевлялись, вспоминая события Великого Октября, и как воплощали эти грандиозные идеи в искусстве. 

Есть слова — просто шедевр! Вот они: «Пожалуй, именно в России получила свое полное выражение идея Робеспьера об огромной воспитательной роли народных праздников. В своей речи от 7 мая 1794 г. в Конвенте он заявил: «Человек — величайшее явление природы, а самое великолепное из всех зрелищ — это зрелище большого народного празднества». 

Автор не поясняет, по какому поводу Робеспьер это заявил. Можно взять любые слова каждого политика и повернуть их смысл в нужное направление. Так вот, оказывается, кто был основоположником народных праздников! Но если бы я была любопытным советским читателем, у меня возник бы вопрос, что еще произнес в данной речи Робеспьер. 

Тогда бы я взяла его «Избранные произведения», в библиотеках они в то время имелись, и узнала: там говорится о духовном мире, о бессмертии души и о прославлении Бога, о моральных законах общества и добродетелях, объединяющих народ. 

В статье же о нем вообще ничего нет, поскольку в заглавии статьи обозначен период 1789-1793 годов. Ни слова, ни намека на то, что праздник Верховного Существа был религиозным, что состоялся он в день христианского праздника Пятидесятницы тогда быть не могло. В СССР имя Бога стояло под запретом.

Только к чему-то помещена черно-белая гравюра анонимного художника «Праздник Верховного Существа 8 июня 1794 г.» Глядя на картинку, я бы заинтересовалась, а почему о нем не сказано, и нашла бы в других источниках. Известна дата речи Робеспьера, известна дата проведения мероприятия, следовательно — важный праздник. 

Статья снабжена еще парой блеклых изображений праздника Федерации 14 июля 1790 г. и праздника Свободы 15 апреля 1792 г. Все мои попытки вычленить оттуда что-либо о ВФР потерпели крушение. Во множестве только красочные плакаты Советской России о том, что пролетарии всех стран должны соединяться. Жуть! Мне кажется, обманывали людей с той целью, чтобы не возникло интереса к конкретным событиям и фактам. 

Если бы я, придирчивый читатель, начала докапываться, что это за праздник проводился 8 июня 1794 года, то обязательно узнала бы, что это был Праздник, посвященный Богу.


promo elisaveta_neru october 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.