Праздник Верховного Существа

Из критического очерка А. А. Матвеевой:

«…Декларация прав признала свободу вероисповеданий; гражданское устройство духовенства, определивши отношение католических священников к папе и к французскому правительству, не затронуло самой католической религии, как таковой. Каждый мог по-прежнему свободно исповедовать религию отцов и еще в мае 1793-го года религиозные процессии Fete-Dieu совершались обычным порядком и без всяких недоразумений. 

"Vue de la Montagne Elevée au Champ de la Reunion". Вид с высоты горы на поле встречи

Но если сама католическая религия пока, сохраняла весь свой престиж, то отношение к католическому духовенству мало-помалу начало изменяться, когда Правительство и воинствующие патриоты стали видеть в духовных лицах главных защитников всяких смут, после того, как значительная часть клира отказалась присягнуть гражданскому устройству духовенства. Участие неприсягнувших священников в вандейском восстании заставило Конвент выработать новые постановления против духовных лиц, замешанных в беспорядках, грозивших им смертной казнью. 

Эти постановления были дополнением к мерам, которые раньше принимало Законодательное Собрание против священников, могущих вредить делу национальной защиты. Мало-помалу на этой почве возникло антикатолическое и антихристианское движение. Начало этому движению, относящемуся к осени 1793-го года, было положено в провинции; его поощряли некоторые эмиссары Конвента. 

Затем оно переходит в Париж. Празднество 10-го августа 1793-го года первое из всех национальных праздников республики, носило исключительно светский характер. 5-го октября того же года была постановлена замена прежнего грегорианского календаря новым республиканским. Затем движение против католичества приняло общий характер; почти все революционный секции Парижа заперли приходские церкви, а потом превратили их в храмы Разума. 

Révolution française : Le char de Céres et la statue de la sagesse, utilisés lors de la fête de l'Etre Suprême au Champ de la Réunion (Champ-de-Mars, le 20 Prairial An II ou 8 juin 1794), exposés au Jardin National (Tuileries). 1er arrondissement. Après 1794. Французская революция: повозка Цереса и статуя Мудрости, используемые во время праздника Верховного Существа на поле встречи (Марсово поле, 20 прериаля II года или 8 июня 1794), выставленные в Национальном саду (Тюильри). Первый округ. После 1794 года

Но само правительство не стремилось к уничтожению католицизма: это не казалось ему правильной политической мерой. Не раз в Конвенте или в якобинском клубе то один, то другой депутат восставал против дехристианизации, против атеизма: политические деятели боялись, что подобная политика окончательно восстановит против Франции всю Европу. Наиболее яркое выражение этих идей мы видим в докладе Робеспьера от 18-го флореаля; предложенный им декрет, который немедленно был принят Конвентом, положил конец атеистическим тенденциям и утвердил новую деистическую религию — культ Верховного Существа.

…Помимо показаний очевидцев в нашем распоряжении имеются еще различные сочинения, появившиеся несколько месяцев спустя, после 9-го термидора. Среди этих сочинений наиболее интересным является, без сомнения, рассказ, который мы находим в брошюре Вилата (Vilate), бывшего члена революционного трибунала. Он сообщает нам подробности относительно того, кто был героем праздника: он нам рассказывает про Робеспьера. 

Пьер-Антуан Демаши. "Праздник Высшего Существа" (1794)

Он его увидел утром 20-го прериаля, около 10 часов и заметил, что «лицо его впервые светилось радостью». Робеспьер поднялся в квартиру Вилата, находящуюся в Тюильрийском дворце, в павильоне Флоры. Оттуда он мог видеть, как собирается народ из секций. «Он был поражен таким громадным стечением народа в Тюильрийском саду; надежда и радость сияли на всех лицах. Красоту картины еще больше увеличивали женщины своими элегантными одеждами и уборами. Чувствовалось, что народ собрался почтить праздником Творца Природы». 

"Le peuple français reconnaissant l'Etre Suprême, 8 juin 1794". "Французский народ благодарен Верховному Существу 8 июня 1794"

В виду того, что Робеспьер еще не завтракал, Вилат предложил ему поесть у него. «Робеспьер ел мало. Его взгляды обращались к этому великолепному зрелищу. Он был как бы опьянен восторгом. Вот наиболее интересная часть человечества. Вся вселенная собралась здесь. О, природа! сколь велико и сладостно твое могущество Как должны побледнеть тираны при мысли обе этом празднике. В этом заключался весь его разговор. — Максимилиан оставался здесь до половины первого». И Вилат прибавляет в примечании: «впоследствии я узнал, что его долго искали; не было ли это гордостью с его стороны деспотически заставлять ждать народ и членов Конвента?»

Итак, мы видим, что Робеспьер был доволен: наконец-то он видел осуществление тех идей, который ему были так дороги. Позднее он не мог без умиления вспомнить этот день…»

promo elisaveta_neru октябрь 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.