Неправдоподобно, но красиво! или О фильме «Дантон»

В результате размышлений возникло у меня желание написать о художественном фильме «Дантон». Смотрела его несколько раз в самом начале увлечения, на запрос «фильмы о Великой Французской Революции» поисковик Яндекса выдавал его в числе первых. 

Фильм снят в 1982 году, автор – знаменитый польский режиссер Анджей Вайда. По пьесе Станиславы Пшибышевской «Дело Дантона». В подтексте заложена политическая ситуация в самой Польше того периода. В свое время кинолента вызвала много разнообразных споров, что не помешало ей получать призы на кинофестивалях. 

Утомлять пересказом не буду, только несколько впечатлений. Действия фильма происходят за короткий срок, два месяца. В феврале 1794 года Жорж Дантон с молодой женой возвращается в Париж из деревни. А в начале апреля уже приходит на свидание с «национальной бритвой», как называли гильотину.

Дантон (Жерар Депардье) беспощадно приукрашенный, нисколько не похож на Дантона настоящего. С холеным лицом, некий сотворенный кумир народа и идеалист революции. Пусть не обижаются дантонисты, но у меня иной герой. 

Робеспьер хорош, что бы там ни говорили. Актер Войцех Пшоняк подходит на роль блестяще. Как внешний облик, так и манеры, хотя выглядит старше лет на пятнадцать. Вызывает ощущение правдивости аскетическая комната Робеспьера, по описаниям она так и выглядела. Наверное, его жилище и было, как проходной двор, постоянно кто-то приходит-уходит. 

Робеспьер встает на цыпочки, когда выступает в Конвенте. Подчеркивается, что он был невысокого роста. Не знаю, как в пьесе, а здесь его высказывания сильно искажены. Хочется остановить внимание вот на чем. В какое заблуждение может впасть человек, недавно занявшийся историей ВФР и доверяющий искусству! 

Люди сведущие отмечают, что данная экранизация – произведение, обличающее политический строй, то есть памфлет. Не углублялась, что там случилось в Польше, меня интересует только революция во Франции. 

Все же, некоторые реплики соответствуют действительности. «Политика подчиняется механизму, в котором нет ничего общего с правосудием» - произносит Дантон. Робеспьер парирует: «Правосудие – божественная добродетель»

Мы с братом обсуждали, уже немного подкованные фактами и сразу обнаружили многие необычности. Например, согласно истории, месяц назад Робеспьер говорил, что террор – это необходимая мера. А теперь вдруг заявляет, что террор – отчаяние, которого он боится. Напрашивается один вывод: смотреть фильм можно, но верить нельзя.

Сен-Жюст (Богуслав Линда) самый неординарный персонаж. Похож на жгучего цыгана. Буйный и очень экспрессивный. В приступе гнева бросает в огонь камина свою шляпу. «Демулен, как и Дантон будет обезглавлен без твоего разрешения», - возвещает Сен-Жюст Робеспьеру.

Каждый герой фильма яркий и выдающийся. Элеонора (Анни Альваро) – такая боевая женщина, воспитывающая истинного революционера в лице своего младшего брата. «Ты должен закаляться, чтобы стать хорошим революционером». Они оба вызывают самую добрую улыбку. 

Насколько мне известно, в доме Дюпле прислуги не было, выходит, это одна из сестер Элеоноры. По сценарию могла быть и служанка. Несчастная девушка, у которой в очереди за хлебом отобрали карточки, потом еще получает от Элеоноры могучие пощечины. За что? « Я запрещаю тебе ТАК смотреть на гражданина Робеспьера!» Может быть, она вообще на Сен-Жюста смотрела, проходящего рядом с Робеспьером? Ревность – страшное дело.

Соратники Дантона и Робеспьера выглядят несколько комично. Кутон, нервно крутящий ручки кресла, в съехавшем набок парике. С накрашенным лицом в клоунской одежде, спящий в Комитете Колло д`Эрбуа. Их почти не называют по именам. Кто знает, тому понятно. Мелькают двуличные Бурдон и Тальен. Мы с братом гадали, кто же этот светловолосый молодой человек, предупреждающий Дантона об опасности. Оказалось, Панис, к нему обращаются только в самом конце. 

Вечно нахмуренный Демулен, отвергающий общение с Робеспьером, и плачущий в тюрьме, скажем так, неприятен и неинтересен. Его жена или виснет на нем в общественных местах, или носится с малюткой на руках. Ребенок у них родился в июле 1792 года, значит, в марте 1794 он уже никак не мог быть крошечным грудным младенцем. По имени ее так же никто не называет. Наружность женщины совсем не соответствует реальности, Люсиль была блондинкой, а не брюнеткой. А допустим, зритель поверит. Ну, ничего, по сравнению с революцией это не столь важно. 

Странные отношения у Дантона с женой. Они еще и года не прожили вместе, у них была любовь, а здесь она преспокойно спит в ночь его ареста и после пробуждения шарахается от мужа, как ошпаренная.

В массовке почти все поголовно в красных колпаках. Но о костюмах не берусь рассуждать, поскольку это сложно.

Невероятно любопытное помещение Конвента. Пусть неправдоподобно, но красиво! Лакированные полы, стены задрапированы сине-зелеными шторами с волнообразными складками, золотые перила президиума, красные сидения, как в театре. Тут авторы фильма вправе фантазировать. Гюго вообще писал, что в Конвент приносили отрубленные головы, насаженные на пики, ставили посередине, и кровь с них стекала на стол председателя. 

Центральный эпизод, когда Дантон принимает Робеспьера в одном из своих домов. Вот зритель смотрит: гражданская война, кризис продовольствия, а у него столько разных яств, откуда? И в таком случае мы должны проникнуться симпатией к бедному Дантону, который готовил заговор против правительства и был осужден несправедливо? Странно!

Дантон издевается: «Хочешь перепелочку? Она не отравленная». Затем наливает полный до краев фужер вина. С каким достоинством Робеспьер делает единственный глоток и не притрагивается к пище. 

Здесь, на мой взгляд, звучит сатира грубая и вульгарная. Пошлые шутки Дантона и личные оскорбления. Этот тяжелый, не приводящий ни к чему разговор, называют их психологической дуэлью.

Не пробуждают сострадания и высокопарные речи Дантона на суде: «Я замышлял заговор — добиться мира, счастья, справедливости». Ни в коей мере не хочу унизить историческую личность самого Дантона, это всего лишь субъективное мнение. 

Теперь существенная для меня тема. В начале фильма, когда в собрание приходит Амар из Комитета общественной безопасности, Робеспьер несколько секунд сидит молча, скрестив руки на столе. Кутон с ужасом спрашивает: «Ты молишься!»

Ближе к концу красивая сцена в мастерской Давида. Робеспьер с помощью художника готовится к празднику Верховного Существа. Когда ему дают в руки пальмовые ветви, он недовольно восклицает «Похоже на мученический венец». 

Религиозного Робеспьера легче превратить в тирана и посмешище, быть может, потому создатели данного фильма за это ухватились. 

Робеспьер, в самом деле, страдал, когда шел суд и казнь Дантона с Демуленом. «Революция пошла ложным путем». Его спровоцировали осудить Дантона, а потом кричали: «Это же тебе в голову пришло устраивать этот безумный процесс». Отныне Комитет общественного спасения вынужден править только путем террора.

И что в итоге? «Тогда пусти себе пулю в лоб», - оптимистически советует Сен-Жюст. Но я не нахожу ничего смешного в том, как Робеспьер страдает. 

Конец картины просто умиляет. Чтобы порадовать Максимилиана, брат Элеоноры, наконец, выучил текст «Декларации прав человека и гражданина». Мальчик сильно волнуется, но мужественно декламирует. Все актеры, и польские, и французские играют великолепно. 

Без сомнения, это памфлет. Но если сравнивать, как оптимист, я всегда нахожу лучшее в худшем. Это еще ничего, неплохой фильм! А вспомнить французскую комедию «Пришельцы-3» (2016, режиссер Жан-Мари Пуаре) – там кошмар. Нет, пришельцы из Средневековья, рыцарь Годфруа де Монмерай (Жан Рено) и его оруженосец Жакуй (Кристиан Клавье) обворожительны, но гротесковый Робеспьер вводит меня в предынфарктное состояние. 

У моей мамы, посмотревшей «Дантона» вместе с братом, осталось только одно впечатление. Она сказала сочувственно: «Что ж Робеспьер такой больной был, почти все время в кровати лежал…» Да, было бы смешно, если бы не было так печально. 

promo elisaveta_neru october 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.