Над временем

Конечно, кому не интересна Великая Французская Революция, могут сказать, совсем у монашки крышка поехала. 

Представляете, что было недавно. Вот 1 августа Церковь праздновала память преподобного Серафима Саровского. Во время Литургии перед причащением есть такой момент, когда чтец читает о празднике или событии дня. И вот читаю я в храме вслух краткое житие святого, а там сказано, что Серафим стал дьяконом в сентябре 1793 года. 

У меня в голове тут же возникло: Франция, Париж, Конвент, был принят закон о подозрительных и начался якобинский террор. 

Не знаю, когда это пройдет, уже самой страшно.

Работа над мемуарами продвигается у меня очень слабо. Времени нет, мыслей нет, воспоминания выползают из памяти, как сонные призраки. Поэтому сегодня в качестве подарка себе на день рождения хочу поместить строки из той самой книги «Великая Французская Революция и Россия». 

Данный портрет Робеспьера уже был опубликован, но там, в книге, есть его прекрасное описание, которое привожу полностью.

«Борис Александрович Тальберг (1930-1984). «Робеспьер» Левкас, темпера, 1970  г. Картина является частью монументального триптиха «Великие мыслители-утописты», в котором художник объединил Томаса Мора, Томмазо Кампанеллу и Максимилиана Робеспьера — провозвестников нового общества, отдавших свои жизни во имя великой идеи.

Фигура Робеспьера в рост вписана в деревянную раму, но это рама не портрета, а гильотины, и лезвие гильотины нависает над головой героя как символ его самопожертвования и гибели. Однако образ Робеспьера многозначен, и черты жертвенности присутствуют, но не доминируют. 

Это благородный герой, праведник, подвижник, одушевленный великой целью. (Потрясающе написано в Советские годы!) Строгость и ясность композиции, чистота контуров, чистота цвета, гладкая техника письма, общая высокая пластическая культура изображения складывается в возвышенно-благородный стиль, отвечающий содержанию образа.

Эпоха обозначена художником гильотиной, трехцветными знаменами, фланкирующими фигуру, и выбором цвета — белого и голубого с участием красного, но герой не замкнут в конкретном историческом периоде.

Он стоит как будто бы на сцене или, может быть, на эшафоте, а, точнее, на постаменте и, одухотворенный великим подвигом и высшей правотой, возвышается над временем и над людьми.

В триптихе Тальберга, который понимает историю больше как связь времен, чем как связь событий, и ищет в ней не драматические коллизии, а победы человеческого духа, великие мыслители-утописты вне категорий времени, они герои вечно длящейся человеческой истории, герои на все времена». 

Как верно сказано, что Робеспьер возвышается над временем.  

promo elisaveta_neru october 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.