О пространстве и времени

Современные ученые мужи Алексей Федотов – богослов и религиовед, и Андрей Тихонов – физик, доктор технических наук, написали любопытную статью по волнующей меня теме. 

«Один из принципиальных мировоззренческих вопросов звучит просто: как устроен мир? Не так давно материалистическая наука в нашей стране утверждала, что в мире нет ничего, кроме материи, движущейся в пространстве и во времени. Само собой разумеющимся считалось, что и материя, и пространство, и время существуют объективно, то есть независимо от того, что о них думает человек, и вообще существует ли тот, кто способен думать. Но так ли всё просто?

Задумаемся о проблеме времени. Прошлое – это то, чего уже нет. Будущее – чего еще нет. А что же есть? Есть настоящее – это граница, миг между прошлым и будущим. Сколько длится этот миг? Нисколько. То есть настоящее – это граница нулевой толщины между тем, чего нет, и тем, чего нет.

Как писал в «Диалектике мифа» А.Ф. Лосев, «было бы просто глупо понимать время в разных религиях и мифологиях в стиле новоевропейского физического, т.е. однородного и бесконечного, пустого и темного времени. Можно поручиться, что не только в различных религиозно-мифологических системах, но и теперь никто никогда так не переживает времени. Если вы хотите говорить о подлинно реальном времени, то оно, конечно, всегда неоднородно, сжимаемо и расширяемо, совершенно относительно и условно. Кто же не переживал три секунды как целый год и год как три секунды?»

Интересны мысли о времени, высказанные Августином Блаженным в его «Исповеди»: «Ясно одно: будущего и прошлого нет, а потому неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы сказать, что есть настоящее прошедшего, просто настоящее и настоящее будущего. Эти три времени существуют в нашей душе, и нигде более: настоящее прошедшего — это память; просто настоящее — созерцание; настоящее будущего — ожидание. Если это так, то времени действительно три, хотя бы их и называли, как принято: прошедшее, настоящее и будущее»

Непросто и с проблемой пространства. Пространство – объективно существующее вместилище объектов, которые имеют форму, размеры, положение по отношению друг к другу. Однако со времен античности существуют вопросы, не укладывающиеся в рамки обыденного миропонимания. Является ли пространство некой объективной реальностью, или это результат работы человеческого ума в попытке осознать окружающую его реальность?

Категории пространства и времени являются фундаментальными категориями, лежащими в основе современного научного миропонимания. Попытки человека осмыслить пространственно-временные отношения между объектами внешнего мира породили такую научную дисциплину, как механика. В свою очередь, простота и красота законов механики привела к рождению механистического подхода к миропониманию, согласно которому все явления окружающего мира мыслятся как различные формы движения материальных объектов в пространстве-времени. В той или иной мере механистический подход до сих пор остается определяющим при научном анализе физической реальности.

В полном соответствии с такими интуитивно-обыденными представлениями о пространстве и времени мыслил основатель научного метода познания И. Ньютон, разрабатывая теоретические начала механики (точнее, «Математические начала натуральной философии»). При этом он не только признавал объективность пространства и времени, но и считал возможным существование пустого пространства и «пустого» времени, которое течет само по себе даже при отсутствии каких-либо объектов. Именно Ньютону принадлежит определение категорий абсолютного времени и абсолютного пространства: «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, безо всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. <…> Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным».

В начале XX века в связи с появлением теории относительности Эйнштейна наука вынуждена была отказаться от идей абсолютных пространства и времени. В настоящее время считается, во-первых, что пространство и время нельзя рассматривать, как некие обособленные явления. Они неразрывно связаны друг с другом, поэтому обе эти категории сводят к единой категории, получившей название пространственно-временного континуума, который не является чем-то абсолютным, автономным и независящим от присутствия в нем материальных тел. То есть существование пустого пространственно-временного континуума невозможно.

В определенном смысле был прав Р. Декарт – если из пространства мысленно удалить все физические тела, то пространство и время перестают существовать. Таким образом, если, согласно Ньютону, пространство и время – это некое вместилище объектов мира, то, согласно современным представлениям, пространство и время – это специфический способ выражения отношений между материальными объектами.

Но еще Платон в диалоге «Тимей» говорил, в частности, о пространстве как о продукте человеческого ума, являющемся «неким гибридом между мышлением и ощущением». Платон сравнивал видение пространства с видением во сне: «Мы видим его как бы в грезах и утверждаем, будто всякому бытию непременно должно быть место где-то, в каком-то месте и занимать какое-то пространство, а то, что не находится ни на земле, ни па небесах, будто бы и не существует».

Чтобы понять мысль Платона, полезно вспомнить о фильме «Матрица». Если источником ощущений для человека является не внешний объективно существующий мир, а некий компьютерный симулятор, подающий сигналы непосредственно на рецепторы или даже непосредственно в мозг, создавая иллюзию воздействия реальных контактов с внешним миром, сможет ли человек распознать подмену?

…Развитие проблемы познаваемости мира имеет место в трудах немецкого философа И. Канта. Он писал: «Пространство вовсе не представляет свойства каких-либо вещей самих по себе, а также не представляет оно их в их отношении друг к другу, иными словами, оно не есть определение, которое принадлежало бы самим предметам и оставалось бы даже в том случае, если отвлечься от всех субъективных условий созерцания. <…> Стало быть, только с точки зрения человека можем мы говорить о пространстве, о протяженности и т. п. Если отвлечься от субъективного условия, единственно при котором мы можем получить внешнее созерцание, а именно поскольку мы способны подвергаться воздействию предметов, то представление о пространстве не означает ровно ничего». «Время есть не дискурсивное, или, как его называют, общее, понятие, а чистая форма чувственного созерцания. <…> Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния».

Следуя за идеями И. Канта, русский философ П.Д. Успенский полагал, что «Пространство и время не представляют собой свойств мира, а только свойства нашего познания мира при помощи органов чувств. <...> Пространство и время – это категории рассудка, то есть свойства, приписываемые нами внешнему миру. <...> Нам необходимо как-нибудь разделять вещи, и мы разделяем их по категориям пространства и времени». (Работа «Tertium organum: ключ к загадкам мира»)

Успенский считал, что «пространство есть орудие ума». Действительно, если образ двухмерного пространства может формироваться уже на основе картины, которая проецируется на двухмерную поверхность сетчатки глаза, то образ трехмерного пространства формируется уже путем обработки мозговыми структурами углов аккомодации двух глаз, каждый из которых рассматривает удаленный предмет под своим углом зрения. То есть это уже продукт синтеза различных ощущений, продукт ума. 

Значит, ничто не запрещает человеку создать, к примеру, образ четвертого измерения, что позволит ему видеть внутренним взором трехмерные тела одновременно под разными углами зрения. Если же мы не обладаем такими способностями, то рассматривание многомерных объектов (если такие имеются) при их движении в многомерном пространстве-времени (если оно объективно существует), вероятно, приведет человека к мысли о том, что со временем форма этих объектов меняется по непонятным причинам, заставляя искать эти причины, порождая разные теории, например, теорию эволюции и т.п».

http://www.bogoslov.ru/text/4867175.html

promo elisaveta_neru october 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.