«Я приношу свою жизнь в жертву Истине»

Огненное Солнце всходило, а всех пугала Луна.

В эти дни 27 и 28 июля 2018 года можно было наблюдать самое длинное лунное затмение. Кровавое полнолуние возникает в результате противостояния Марса и Луны. Такие явления происходят, по мнению астрономов, раз в сто лет. 

В средствах массовой информации шла речь о страшных знамениях, какие только могут ассоциироваться с Марсом и красной Луной. Войны, катастрофы, жертвоприношения.

У меня мысли только на одну тему. Воспоминание о трагических событиях в Париже в 1794 году. Дни памяти. 

Любительские фото намного теплее и ценнее, чем профессиональные. Эти снимки тоже прислали мне в Контакте. Сад Тюильри на месте сгоревшего дворца. 

Продолжаю отвечать на недоуменные вопросы: Зачем христианину Великая Французская Революция? Это же разруха, человеческие жертвы и полное отрицание Бога. Революционеры-идеалисты устроили террор с потоками крови и разрушением храмов.

И чем интересен православной христианке революционер XVIII века? В том и дело, что важна не вся революция, а один человек. Сейчас не буду приводить оценки относительно революции. Пусть меня обвиняют в ереси, но я уверена, что Максимилиан Робеспьер был верующим. 

Устроение земного бытия ценой многих тысяч человеческих жизней невозможно. Робеспьер это понял незадолго до своей гибели. И что не реально довести до конца высокие идеи и создать ту Республику, о которой мечтали. 

В первые годы революции во взглядах Робеспьера замечается сближение христианской религии и философии Просвещения. Исследователи отмечают, в его мировоззрении безраздельно властвует спокойная гармония, не имущая противоречий между религией и философией. 

Но ближе к концу Робеспьер обращается именно к христианству, как основе нравственности и свободы. Все сказано в его речи «Об атеизме и политике в вопросах религии» в Якобинском клубе 21 ноября 1793 года (1 фримера II года).

Я изучаю его «Избранные произведения в 3-х томах», что вышли в 1965 году в издательстве «Наука». Только в электронном виде, к сожалению, достать эти настоящие книги – моя заоблачная мечта. 

В речах 1791-92 гг. Робеспьер осуждает не только мятежных священников, но и продажных, и лицемерных, которые отреклись от своих званий и стали муниципальными служащими. А в конце 1793-го заключает, уже учитывая прошлый опыт: 

«Это не относится ко всем священникам; я уважаю исключения, но упорно считаю, что они редки. Вандею создали своей политикой, властолюбием, изменами те, в чьих руках раньше были бразды правления. Это были люди без чести и без религии, люди, которые призывали иностранных и французских разбойников грабить алтари, а не склоняться перед ними».

Честь и религиозность для него понятия, стоящие рядом. Повторю, Робеспьер произносит эти слова в конце самого кровавого 1793 года. В разгар выступлений Эбера против религии. 

Враги снова надевают маску патриотизма. Поэтому важнее «величественное и святое дело, которое мы защищаем». Робеспьер с его широким кругозором и ясным пониманием государственных задач пресек деятельность дехристианизаторов. Он публично осудил принудительное закрытие церквей и гонения против священников как меры, не отвечающие политике революционного правительства. 

Далее такая обширная цитата:

«По какому праву они станут во имя свободы нарушать свободу культа и нападать на фанатизм посредством нового вида фанатизма? По какому праву они превращают знаки почитания, торжественно оказываемые чистой правде, в постоянный и смешной фарс? Почему им разрешают так играть достоинством народа и к философии примешивать безрассудство? 

Предполагали, что, принимая гражданские дары, Конвент отменил культ католицизма. 

Нет, Конвент не совершил этот безрассудный поступок. Конвент никогда его не совершит. Он намерен сохранить провозглашенную им свободу культов и в то же время подавлять те культы, которые злоупотребят свободой для нарушения общественного порядка; он не допустит преследования мирных служителей культа и будет сурово их наказывать, если они используют свои функции для обмана граждан и вооружат суеверия или роялизм против республики.

Не напрасно Конвент провозгласил «Декларацию прав человека и гражданина» перед лицом Верховного Существа. Само правительство никогда не стремилось к уничтожению католицизма: это не казалось ему правильной политической мерой. 

Я уже сказал, что говорил не как индивидуум, не как последовательный философ, а как представитель народа. Атеизм аристократичен; идея Верховного Существа, охраняющего угнетенную невинность и карающего торжествующее преступление, — это народная идея. (Горячие аплодисменты).

Начиная со школьных лет, я был довольно плохим католиком, но я никогда не был равнодушным другом, ни вероломным защитником человечества. Еще больше я связан с моральными и политическими идеями, которые я сейчас изложил вам. 

Цель их состоит в том, чтобы принизить, если это возможно, французскую нацию, обесчестить избранных ею представителей и убедить народы, что основатели республики ни чем не отличаются от слуг тирании. Если бы Бога не существовало, его надо было бы выдумать...»

Нормальный верующий человек никогда не скажет о себе, что он хороший христианин. По смирению считает себя плохим потому, что нет той меры, определяющей степень верности Богу. Никогда нельзя молиться много и хорошо. Человек просто не полномочен до конца отблагодарить Бога за все. 

Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать. Это знаменитое выражение философа, поэта, историка Вольтера, написанное в «Послании к автору новой книги о трех обманщиках», опубликованном в 1769 году. 

Главная заслуга Вольтера в его беспощадной борьбе с деспотизмом и с суевериями, ханжеством и лицемерием в вопросах религии и морали. Его орудием в этой борьбе была злая и блестящая ирония, создавшая ему славу гения свободомыслия.

Известно, что гуманизм принес идеи, далекие от Бога. Все для человека, поэтому Бог не нужен. Век Просвещения распространил атеизм, но, тем не менее, как раз на фоне всеобщего безверия в XVIII веке лучшие умы неутомимо искали Бога.

В эпохи всех мировых потрясений люди вопрошали: Какова истина? А Истина всегда одна – Христос.

Праздник Верховного Существа совпал с праздником Христианской Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа и Бог в Трех Лицах.

Бог-Троица, выше Его ничего нет. Троица для католиков – вечное божественное самопознание и любовь. Впрочем, блаженный Августин дал это определение еще до разделения Церкви. Троица – это неслиянное единство Отца, Сын и Духа Святого. Это равная значимость трех источников откровения – Ветхого Завета, Нового Завета и Священного Предания. 

Две короткие речи на Празднике 8 июня 1794 года (20 прериаля II года) – бесстрашная проповедь Бога среди всеобщего безумия и обострения террора. Историографы отмечали, что это была его самая роковая ошибка. Если бы Максимилиан Робеспьер не устроил этот праздник, может быть, остался бы еще в живых. 

Злопыхатели, глядя на Робеспьера, шептались в ярости: «Кем он возомнил себя, папой Римским или императором?» 

Все жилища украшены гирляндами зелени и цветов, переплетенными трехцветными лентами. Группы людей представляют собой оживленный цветник, и благоуханье наполняет все вокруг. В Национальном саду амфитеатр предназначен для членов Конвента. Громадная гора – алтарь Отечества, на ее вершине возвышается Дерево Свободы.

Художник Давид составил программу Праздника Верховного Существа и зачитал в Конвенте. Конечно, если разобраться, гражданская религия призвана к подмене настоящей религии христианства. Эти декорации нужны были для воодушевления народа. Но Робеспьер говорил о Боге.

Все сводилось к основному обвинению, что террор он приравнивал к добродетели. Я не приемлю крайностей в оценках. Жизнь может закинуть человека в такие жесткие тиски, что не выбраться, а решение зависит не от него лично. 

Огненное Солнце Термидора уже всходило.

Катрин Тео в 1794 году проповедовала в Париже пришествие нового мессии. Враги Робеспьера в Конвенте пытались его скомпрометировать и распустили слухи, что это делалось с целью его прославления и являлось частью заговора против Республики. Якобы сам Робеспьер это организовал. Ему удалось добиться отсрочки процесса Катрин Тео, это была его последняя победа.

Идеи о том, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» далеки от христианства, которое учит, что Христос – истина сделает вас свободными. А рождаемся мы рабами греха. Французская революция в целом не скрывала своего разрыва с христианством даже по одному введению новой эры, нового календаря.

Робеспьер один не признавал. Декларация прав постановила свободу вероисповеданий, а не отменила католическую религию. 

Идея свободы. Бог, как любящий Отец, уважает свободу каждого человека.

Он осознанно шел на мученичество. Свобода во Христе – это готовность отдать Ему свою жизнь. Мученический подвиг за Христа и смерть за свои убеждения или государство, все же это разные вещи. Конечно, не за Христа отдавали свою жизнь французские революционеры Робеспьер и Сен-Жюст. 

Они знали точно одно: если Вечности нет, то и временное бессмысленно. 

«Порадуемся же и поблагодарим небо, мы достаточно хорошо послужили Отечеству, чтобы нас сочли достойными кинжалов тирании», - констатировал он 5 июля 1794 года (21 мессидора II года).

«Я приношу свою жизнь в жертву Истине» - сказал Робеспьер 21 июня 1791 года. Через три года жертвоприношение состоялось. 

promo elisaveta_neru october 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.