elisaveta_neru

Category:

Переход из одного времени в другое

Великий французский романист и модернист Марсель Пруст родился ровно 150 лет назад. Еще его называют родоначальником психологической прозы.

Модернизм в литературе отличается глубокими размышлениями и переживаниями. Важную роль играет не внешняя среда и обстоятельства, а внутренний мир, личность героев.  

Учился Пруст в одном из старейших лицеев французской столицы — Кондорсе. По свидетельству биографов больше всего юный Марсель интересовался философией и литературой, часами мог читать понравившееся произведение, ничуть не нуждаясь в шумных играх и компании сверстников».

Юридический факультет Сорбонны не окончил. Во многом на решение бросить обучение повлияло в то время посещение молодым человеком художественных салонов, общение с журналистами и популярными французскими писателями. 

В 1895 году Пруст приступил к работе над первым романом «Жан Сантей». Спустя четыре года его забросил, но многие сюжетные линии этого произведения использовал в последующих книгах.

Анатоль Франс вдохновил Пруста и помог ему опубликовать первый сборник рассказов и этюдов, получивший название «Утехи и дни» (1896 год). Франс написал вступление к изданию, высоко оценив стиль и образ мыслей начинающего прозаика. С этого момента началась писательская биография Марселя Пруста.

После смерти родителей Марсель получил богатое наследство, но тяжелая форма астмы, которой болел с детства, вынудила его вести затворнический образ жизни. В 1907 году в газете «Фигаро» вышла статья, в которой писатель представил рассуждения о чувстве вины и особенностях человеческой памяти. Эти темы, волновавшие Пруста, стали впоследствии ключевыми в его главном произведении.

Над своей эпопеей «В поисках утраченного времени» Пруст начал работу между 1907 и 1909 годами. Изначально автор планировал разбить произведение на три части и издать в двух томах.

В 1911 году был завершен цикл романов, которые назывались «Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретенное время». Но ни одно издательство не согласилось его публиковать. И только Бернар Грассе предложил издать на средства автора, однако потребовал внести серьезные сокращения в первоначальную версию.

Через год Марсель Пруст написал очередной роман «В сторону Свана», затем дополнил свой труд еще двумя произведениями — «Пленница» и «Беглянка». Он продолжал работать даже когда был смертельно болен. Заканчивал редактирование романов его брат.

Главная идея «В поисках утраченного времени» — индивидуальность человеческой личности. Писатель стремится донести мысль о том, что сознание, а не материальные объекты являются основой всего. Пруст считает искусство и созидание высшими ценностями в жизни. 

Это эпопея внутреннего мира человека, состоящего из душевных движений и личных впечатлений. Внимание писателя сосредоточено на звуках, цветах, запахах — на тех ассоциациях, которые складываются в образы. 

Здесь нет определенного сюжета, одна из особенностей композиции романа — использование приема непроизвольной памяти. А время для Пруста и его героев состоит из чувств и переживаний.

«В поисках утраченного времени» — роман воссоздания своего субъективного мира, собственной жизни писателя с самого детства. Реально прожитая жизнь осознается им как «потерянное время».  

Умер Марсель Пруст 18 ноября 1922 года в Париже, могила находится на кладбище Пер-Лашез. Земная жизнь кратковременна, а теперь в его распоряжении целая вечность.

Интересными мне показались размышления о французском классике советского философа Мераба Мамардашвили: «о духовном поиске человека по имени Пруст, поиске, который осуществлялся на острие страха и риска, как жизненная задача. Не как рассуждение или построение какой-то концепции — эстетической или философской, а как задача, которую когда-то называли «спасением». 

Ведь, чтобы вырваться из обыденного круговорота жизни, который сам по себе абсурден, случаен, нелепо повторяется и является тем, что древние называли колесом рождений, нам нужно что-то с собой сделать, проделать какой-то путь... Внешне опыт спасения Пруста выразился в том, что он создал или изобрел особую, не похожую на традиционную, форму романа...

В нем нет единой линии времени. Уже сама его форма предполагает возможность перехода из одного времени в другое. Пруст говорил, что к его роману можно относиться, как к собору, одна его часть может нравиться, когда в него входят, одним посетителям, другая — другим. Пожалуйста, пишет автор, пусть мой роман будет таким собором. А может быть и платьем. Все зависит от вкуса и предпочтений читателя. Если же роман читателю не подходит, значит, ему нужно что-то другое...

Опыт Пруста — это и есть онтологический, экзистенциальный опыт. Это живой экзистенциальный опыт, и все понятия, которые применял Пруст, имеют смысл лишь в той мере, в какой мы можем привнести в эти понятия живое экзистенциальное содержание, содержание какого-то живого переживания. 

Роман насыщен символами такого переживания, и поэтому он интересен. Он весь свидетельствует о смертном пути человека. В него включены лишь те события и переживания, которые несут на себе отблеск света, излучаемого смертью...»

https://knigki.net/biografii/2153-marsel-prust.html

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 33
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.