Не хлебом единым

Валерия Николаевна прорицательница! Откуда она могла узнать, что это нужно именно мне? Мне одной со всего курса она вручила пригласительный билет на духовно-просветительский вечер в школе Искусств, посвященный 400-летию Белгорода. 

Торжества проходили целую неделю. И вот этот заключительный вечер, на котором должно выступать духовенство Преображенского собора. Подарок судьбы, не иначе. После училища, я заехала домой переодеться и поспешила в школу Искусств. 

Перед началом мероприятия в фойе показывали видеофильм, снятый два года назад о перенесении мощей святителя Иоасафа. А ведь я там стояла тогда возле храма. Казалось, это происходило в какой-то далекой прошлой жизни. 

Небольшой зал школы Искусств был переполнен. Я снова возомнила себя журналистом, все записывала в блокнот. И чувствовала себя очень уверенно, потому что была студенткой училища Культуры. 

Выступил отец Олег, настоятель собора, с докладом по истории города. Говорил грамотно, слегка с украинским акцентом. А потом объявили, что хор исполнит церковные песнопения. Это, без сомнения, был хор Преображенского собора. 

Когда хор вышел на камерную сцену, я сразу увидела Константина. В серо-коричневом костюме. Волосы завязаны сзади резинкой. Он был прекрасен. Ведь лучше его никого нет. Пыталась вспомнить, сколько не видела его, два месяца или сто лет. 

Эта случайная неожиданная встреча напомнила мне о вечной любви. Может быть, если бы он узнал, где я учусь, я стала бы для него интересной? Да нет, ведь насильно мил не будешь. А мне достаточно было только издалека посмотреть и послушать его.

- На кого ты учишься, - спрашивали родственники, - на дирижера или на режиссера?

Режиссер! Одно название завораживающее. Мастер-создатель живого действия. Все подчиняется ему, каждое движение, каждое выражение лица актера. О, чудо – пьеса, литературное произведение, оживает на сцене стараниями режиссера. Немирович-Данченко говорил, что режиссер – человек трехликий. Режиссер-толкователь выступает актером и педагогом. Режиссер-зеркало. Режиссер – организатор всего спектакля. Зритель видит только третье лицо режиссера. 

Ираклий Аронович нас учил: Если зерно не умрет, оно останется одно. А если умрет, то зародится много таких зерен. Поэтому режиссер умирает в каждом актере. 

Мы посещали театр два, а то и три раза в неделю. Посмотрели все спектакли сезона неоднократно. В ноябре в Белгороде проходил фестиваль, приезжали известные артисты из Москвы. Мы разбирали, анализировали, сравнивали, писали отзывы о спектаклях. 

«Три супруги совершенства» испанского драматурга Алехандро Касона. Очаровательная комедия. Музыкальная комедия о любви «Рыцарские страсти» современного драматурга. Романтическая драма по пьесе Гюго «Мария Тюдор».

Как блистательно играл наш местный ведущий актер Виталий Стариков в драме «Креститель» роль князя Владимира. Кажется, как раз в те годы премьера была громкой. Плохих пьес просто не видели. Все нас восхищали.

- Постановка хорошая? – спрашивала меня мама, когда я возвращалась из театра. 

Да, я понимала, что такое постановка, даже чувствовала. 

Если можно так выразиться, тогда особенно близко познакомились с Щепкиным, имя которого носит наш театр. Книга как раз вышла «Записки актера Щепкина». На сценической речи мы читали выразительно главы из этой замечательной книги.

Великий русский актер Михаил Семенович Щепкин родился в 1788 году в селе Красном. Только не в моем Красном, сел с подобным названием несколько в Белгородской области. Он родился крепостным крестьянином, и граф Волькенштейн вовремя заметил талант мальчика. С детства Михаил играл в любительских спектаклях, после поступил в харьковскую труппу Штейна и Калиновского. Основал «вольный театр» в Полтаве, получил освобождение. На провинциальной сцене исполнял роли самых различных жанров. 

В 1822 году Щепкин дебютировал в Москве, был зачислен в труппу Малого театра. Был участником первых постановок пьес Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Сухово-Кобылина. Тургенева, Островского. Всего сыграл около 600 ролей. С исключительной психологической глубиной показывал душевный мир своих героев. Как трагический актер прославился в пьесах Шекспира. Еще его современники говорили, что Щепкин создал правду на русской сцене. 

Я погрузилась в активную культурную жизнь, это было не праздником, а работой. Кроме театра мы посещали концерты симфонического оркестра в Овальном зале, литературно-музыкальные вечера в городских библиотеках.

Однажды были на концерте гастролирующего юмориста. Вот что меня разочаровало. Это искусство, если можно так сказать, направлено на то, чтобы обезумить и опошлить людей. Это иллюзия, что юмор расслабляет, помогает пережить трудности. Получался настоящий обман, а нас учили, что со сцены должна исходить правда жизни. Может быть, Аркадий Райкин только и был творцом юмора, тонко подмечающим комичное в жизни. А теперь все извратилось. 

Концерты, творческие отчеты в училище проходили почти каждую неделю. Директор училища сам преподавал народное хоровое пение, поэтому народный хор выступал и пропагандировался больше всех. Участвовали еще хореографы, оркестр народных инструментов и духовой оркестр.  

Родной стала сцена в нашем учебном клубе. Эта сцена из гладко обтесанных досок. Или просто краска стерлась со временем от множества человеческих ног. Сцена – самое святое место для каждого артиста. 

Кроме того мы своей группой регулярно устраивали вечеринки, где пели песни под гитару. Я принесла в училище свою гитару, на ней играли любимые друзья – какого счастья еще желать? 

В нашем классе имелся проигрыватель пластинок. Мы выходили курить на балкон с пожарным выходом. Ираклий Аронович ворчал, что у нас хватает времени покурить и песни попеть, но не на занятия. Он требовал полной отдачи режиссуре.

Я начала курить не потому, что курили все подруги. Еще в школе думала, надо попробовать, когда стану свободной. Вот и попробовала. И мне понравилось. 

Ираклий Аронович читал мне нотации, что курить вредно, особенно для девушки. Я же так долго ждала этой сладостной свободы, которая располагает к запретным удовольствиям.

- Жизнь прекрасная, удивительная и долгая, - учил он, - вы еще не знаете, какие бывают удовольствия.

На режиссуре мы ставили этюды по картинам. Изображали позы и действия, нарисованные в картине. Мизансцена – это расположение на сцене. Мизансцена должна быть жизненной, оправданной, выразительной. Артист находит себе мизансцену в зависимости от задачи выполняемого действия, настроения и переживания.

Ираклий Аронович отмечал, что я говорю профессиональным языком. Это мне льстило. Да, многие в нашей группе, особенно из сельской местности, просто не могли усвоить терминологию по специальности.

У меня сохранились тетради по режиссуре, исчерканные красными чернилами. Он тщательно проверял конспекты и писал эмоциональные замечания. «Прекрасно, отлично!» или «Вы очень меня огорчили!» А когда он узнал о моем незачете в полугодии по танцу, то еще больше расстроился. 

Я по-прежнему обожала Шекспира. Весь мир театр, а люди в нем актеры! Дома создала новый культ. Мой братик еще с пеленок знал, что день рождения Шекспира 23 апреля.

Ираклий Аронович, приоткрывая нам будущее пояснил, что дипломная работа – это режиссерская разработка одной выбранной пьесы. Нужно разложить ее по полочкам. Определить тему, идею, сверхзадачу, конфликт. Расписать каждое действие. Продумать музыкальное и художественное оформление, свет, грим, костюмы. 

Я уже сделала выбор. Даже не трагедия, а комедия «Сон в летнюю ночь» Шекспира – умилительная сказка о любви. Это осуществление мечты. Если бы в жизни все перепуталось так же, как в этой поэтической комедии. Мне кажется, Шекспир был очень несчастен в личной жизни и страдал от безответной любви.

Круг друзей расширялся, постепенно познакомились со старшими курсами театралов, с художниками. Таня, школьная подруга Веры, училась на художественном отделении. Часто курили вместе с Дашей, которая училась на духовом отделении, единственная среди мальчиков. Еще она жила в доме по соседству с Машей.

На втором курсе театрального был куратором Толстячок – Андрей Ильич, а Зубастик – Фаина Васильевна, прекрасный опытный педагог, преподавала сценическую речь.

Я стала ходить на тусовку неформалов, которые собирались возле театра. Привела туда Нонна с третьего курса и представила меня, как девушку коммуникабельную. Да, знали бы они о моей недавней нелюдимости в школе. Я молчала, больше слушала, что рассказывали. Как сказал Шекспир, поменьше слов, в молчании благо. 

Здесь были ребята и девушки в джинсах, с длинными волосами, порой не понятно, кто есть кто. И совершенно легкие отношения, будто мы знакомы уже много лет. Клички на тусовке меня очень веселили, например, одного парня звали Сократ. Они все учились в разных вузах, все занимались музыкой.

- Что ты сейчас слушаешь? – спрашивали обычно, чтобы иметь представление о человеке.

На этот вопрос я весьма затруднялась ответить. Дома не слушала ничего, хотя магнитофон был, но вся моя жизнь протекала в училище. Вставала в 6 часов, к 7 приезжала в училище, так незаметно пролетали дни. Если что-то отмечали, то задерживалась до 11-ти вечера. В душе продолжала любить Малинина, но теперь недурно разбиралась в джазе, роке. Что слушали друзья, то и я.

Классическую музыку мы изучали по предмету музыкальное оформление спектакля. Я и раньше слушала, но теперь стала почти меломаном.

По поводу ранних приездов в училище. Мне так нравилось: зайти в клуб, когда еще никого нет, и в тишине открыть дверь нашего класса. У меня был ключ, не помню, кажется, я считалась заместителем старосты группы. 

В храм почти уже не ходила, только в благодарность за поступление поставила свечку. А потом было некогда. В девятиэтажном доме, куда мы в детстве бегали кататься на лифте, жил священник из Смоленского собора. Он каждый день проходил через наш двор. Замечала, когда в субботу и воскресенье вечером в половине шестого он спешил на службу.

В разговорах с людьми слышались постоянные упоминания о Боге или изречения из Евангелия. Запомнилось: Не хлебом единым жив человек…

Не хлебом – это я уже давно поняла. Душевной пищей насытиться невозможно. Хочется ее поглощать бесконечно. Но что же главное в этой жизни? Любовь, дружба, или все-таки, знания? Театр, музыка?

Иногда доезжала до улицы Мокроусова и шла к училищу мимо дома Кости. Но уже не мучилась, моя любовь к нему законсервировалась. 

Я еще долго издалека следила за жизнью Константина. Познакомилась с ребятами, которые его хорошо знали. Он вскоре женился на своей преподавательнице. Я ее видела. Глаза с поволокой, высокий лоб, светло-каштановые длинные прямые волосы, ниспадающие до пояса, прямой пробор посередине. 

Она потом стала знаменитой пианисткой. Выступала с сольными концертами. На афишах красовалась ее фамилия, то есть фамилия Кости. А через несколько лет в интервью газете она рассказывала о своем неудачном замужестве: не сложилось потому, что избранник был намного моложе ее. 

Я однажды была на ее концерте, не из любопытства. Скорее, из любви к Бетховену, Шопену и Листу, произведения которых она исполняла. 

promo elisaveta_neru октябрь 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.