elisaveta_neru

Category:

«Аленушка» Виктора Васнецова

«Задумавшаяся девочка с широко раскрытыми глазами, неясное ее отражение в темной заводи — репродукция, словно окошко в сказочный мир, на стене школьного коридора, куда с веселыми криками вылетают первоклашки. Школа моего детства — покосившаяся, деревянная, с дощатыми полами и скрипучими лестницами. 

В десяти минутах ходьбы от нее такая же, как на репродукции, тихая заводь с желтеющими березками и высокими камышами. Через несколько лет случилось несчастье. Утром вместо веселого школьного звонка нас встретили обугленные стены с ослепшими окнами. Вместе с деревянной школой «Аленушка», навсегда ушла из мира детства. 

Правда, потом она встречалась на выцветших открытках, но прежняя волшебная сила исчезла. Потом, когда сам стал заниматься живописью, васнецовский образ еще больше отдалился. В картине все было не так, как нас учили: композиция казалась слишком спокойной, цвета мало, недостаточно объемности. Появились пренебрежительные определения «картинка», «открытка». Но в глубине души все жила благодарная память о прежней «Аленушке». 

Ведь вместе со школьными уроками были и ее уроки. Произведение учило смотреть на мир пристально и неторопливо, учило не бояться тишины, одиночества, подчас необходимых для углубленной творческой работы. Постепенно образ снова обрел прежнюю магию. Он неожиданно возникал в безлюдных зарослях Лосиного острова, где не раз приходилось бродить с этюдником. 

В осенних сумеркам, казалось, оживает трепещущая березка или склонившийся над водой куст. Тогда я еще не знал, что всего в нескольких десятках километров от этих мест создавал В. Васнецов сто лет назад свое сказочное полотно. 

Вятский край, где прошло детство художника, был богат дремучими лесами, красочными ярмарками с веселыми игрищами, старинными преданиями. И вся дальнейшая жизнь художника — постоянное стремление их воскресить. Правда, начинал он как жанрист, но уже в ранних полотнах предчувствием «Аленушки» звучит тема одиночества, сиротства. 

Это можно проследить по подготовительным материалам к «Аленушке». Эскиз, в котором наметился прообраз будущей картины, возник параллельно со строго натурным этюдом, изображающим сидящую в позе Аленушки босоногую крестьянскую девочку. Мысль художника осваивает реальное и сказочное бытие. 

Сохранился лист с двумя набросками. Справа — изображение девичьей полуфигуры; плавная линия очерчивает овал лица, шею, сопрягаясь с формой плеча, — от наброска веет лиризмом. И тут же рядом фрагмент с подробно проработанными складками засученного рукава. Здесь уже нет музыки линий, графические средства направлены на выявление конкретной детали. 

На одном листе сошлись словно два художественных принципа, которые, однако, удивительно ужились в картине. Первый — декоративный, построенный на прихотливом ритме, второй — конкретно-материальный.

Работая над «Аленушкой», Васнецов не перестает быть передвижником. Отсюда — стремление к повествовательному решению, рассказу. Но дух сказочности придает полотну восхитительную поэтичность, которую не передать словами — нужно смотреть и смотреть. 

В мамонтовском кружке, куда входил Васнецов, царила атмосфера увлеченности русским народным искусством, большой популярностью пользовались труды исследователя русской сказки А.Н. Афанасьева. которые открывали древнейшие ее истоки, помогали постичь скрытую символику… 

Очертания головы Аленушки повторены в изгибе ветки с ожерельем сидящих ласточек. Это далеко не случайно, ведь ласточка, по древним поверьям, – Божья птица, приносящая счастье, распущенные волосы отождествлялись с думами, темный омут — с несчастьем, а береза у воды — с исцелением.

Тщетно было бы искать прямую связь сюжета картины с мотивами фольклора. Художник не иллюстрирует сказку, а создает девичий образ, полный покоя и светлой грусти. Выплакалась девушка и задумалась. Тихая печаль сквозит в глазах, в чуть заметном движении ее губ. 

Этому способствует осеннее оцепенение природы. И хотя день пасмурен, мрачен лес, страшен таинственной бездонностью омут, теплые краски вносят приподнятую интонацию. Золотые блестки листочков рассыпаны по воде. С ними перекликаются светло-розовые цветы на темно-синем платье. 

Цвет сгармонирован: ультрамариновый сарафан органично переходит в приглушенную голубоватую кофточку, охристые по тону руки и лицо — в насыщенное золото волос. Особое значение Васнецов придавал изображению природы. Сохранилось двенадцать подготовительных пейзажных этюдов, но подлинной образности художник добился лишь в картине. 

Закройте Аленушку рукой. Видите, само трепетное свечение листвы наполнено ожиданием чуда, словно грозят кому-то верхушки елей. А теперь потихоньку отодвиньте руку. Картина обретает удивительную законченность. Достигнуто главное — мы искренне сопереживаем героине. Кажется, еще немного, и услышим шелест листьев, ощутим прохладу камня под босыми ногами...»

Из книги «Этюды об изобразительном искусстве» 

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 33
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →