«Я презираю прах, меня составляющий…» или О любимом фильме

Увлечения не проходят, они становятся образом жизни. Мой интерес к Великой Французской революции уже и увлечением назвать не могу. Оно часть моей души. В связи с этим позвольте поделиться размышлениями о художественном фильме «Сен-Жюст и сила обстоятельств».

Фильм снят в 1974 году, вышел на экраны в 1975-м. Был показан в России, тогда Советском Союзе, в год 200-летия взятия Бастилии. Смотрела только потому, что учительница французского языка в качестве домашнего задания велела посмотреть. Мы учились в 8-м классе, потом обсуждали с подругой. Да, Сен-Жюст красив, но жалко, что всех казнили. И больше абсолютно ничего мы не поняли, хотя и были знакомы с историей Франции. 

Конечно, чтобы понять сюжет, необходимо быть глубоко в теме, подробно знать точную хронологию революции. Когда изучала жизнь и деятельность Максимилиана Робеспьера, эта кинолента стала для меня живой исторической картиной. О нем отдельно, к сожалению, еще ничего не снято до настоящего дня.

Должна признаться, больше люблю первую серию, которая называется «Победа». Здесь проносятся несколько лет, начало и разгар революционных преобразований. Блестящие победы главных героев Сен-Жюста и Робеспьера можно считать их личными победами и общественными. Это победа над бывшим монархом, над партией роялистов-жирондистов, над членами коммуны, разжигающими антирелигиозное движение.

Зритель наблюдает этапы взросления молодого политического деятеля. Антуан Сен-Жюст – юноша, полный патриотической ярости. Хочет охватить слишком много. Он пишет работу «Дух революции» и страдает, что не подходит по возрасту для участия в судьбе Отечества. И, наконец, оказывается в Париже, после учреждения Национального Конвента. Революция понеслась неистовым потоком, и он осознанно вступает на эту тернистую стезю.

Мне нравится отдельно пересматривать сцену их первой встречи. Сен-Жюст говорит: «Вы руководили мной, я вдохновлялся вашими принципами». Робеспьер, представлявшийся недоступным, находит в нем родственную душу: «Мне кажется, вы из наших». И вот лабиринты Конвента, споры и борьба между группировками. Максимилиан подчеркивает: «Мы должны стремиться к власти». Они уже общаются на «ты». Робеспьер для Сен-Жюста не только вдохновитель, наставник, но и друг, сподвижник. 

Узловые события революционных лет обозначены четко. Казнь короля, провозглашение Республики, взятие Тюильри, убийство Марата, создание Комитета общественного спасения. Каждая минута плотно насыщена  действиями. Уже на 50-й минуте звучат страшные слова жирондиста Верньо о том, что революция, как Сатурн, пожирает всех своих детей. 

Показан ли достаточно правдоподобно тот, кто меня интересует? Робеспьер, что бы он ни делал: говорит с трибуны, лично беседует с Сен-Жюстом или с другими депутатами, строгий и беспощадный. Да, неоспоримо сходство не только внешнее, но и внутреннее. Мне иногда кажется, что вижу не актера, а настоящего Робеспьера.

Мое воображение уже создало определенный образ. Если я знаю и люблю конкретного человека, то уже ничто не может его очернить. Как бы ни говорил Дантон, что «Максимилиан, остающийся всегда в тени, мастер политических интриг». Лицо Дантона крупным планом, выражает непримиримое осуждение. Мне-то известно, что далеко не Робеспьер занимается интригами. 

Сен-Жюст, талантливый оратор, произносит пламенную речь о том, что король должен быть предан суду. Эта речь сыграла решающую роль во всей революции.

Антуан отправляется в провинцию, чтобы вершить победы над врагом внешним. Уполномоченный Конвента, он наводит порядки в Страсбурге. А оружие против  внутренних врагов одно – террор. Ведь Франции нужна кровь для возрождения. Но не Робеспьер его насадил, а все, кто его окружал. «Они хотят террора, они его получат!» - сказал Максимилиан. 

Он поддержал политику террора, потому, что его ненависть к врагам сравнима лишь с любовью к родине. Теперь уже остро возникает необходимость укротить террором врагов свободы и республики. Робеспьеру все собрание аплодирует стоя. И хочется включить сначала первую серию.

В интернете информации о фильме оказалось не много. Режиссер Пьер Кардиналь (1924-1998) снял кроме этого еще более тридцати телефильмов. Было отмечено, что он считал «Сен-Жюста» своим провалом. Фильм встретил отторжение критики, публики, был позабыт и заброшен.

Сценарист Жан-Франсуа Роллан написал сценарий в точности по историческому роману. Книга Альбера Оливье (1915-1964) не роман даже, а вполне солидный научный труд. Сам Оливье – историк, писатель, журналист, участник Сопротивления, не дожил до этой экранизации его произведения. 

А вот отзывы, которые мне попались в пространствах интернета. Француженка Луиза-Антуанетта (а может быть, это псевдоним) писала в 2013 году:

«Внутренняя динамика усиливается строгой манерой съемок, и особенно тем, что в фильме полностью отсутствует музыкальный фон, все держится лишь на игре актеров. Я могу не согласиться с некоторыми моментами в трактовке образов, но перед актерской игрой я снимаю шляпу – лучших Сен-Жюста и Робеспьера я еще не видела. Как я всегда утверждала, Пьер Ванек является лучшим Робеспьером всех времен и народов! Я сражена совершенной естественностью игры Ванека. Таких натуральных реакций нет ни у кого! Что же до Патриса Александра, то он был рожден для этой роли, тут полное совпадение личности и образа, это его лучшая роль…»

Актер Пьер Ванек (1931-2010) – француз бельгийского происхождения сыграл около пятидесяти ролей в театре, около ста ролей в кино, до последних дней жизни снимался. 

Выходит, все создатели фильма уже умершие, а их детище живет и умножает число поклонников. Пусть узкий круг, но почитателей внимательных и верных.

Впечатления другого зрителя: «Это редкий пример сдержанного, тонкого, исторически добросовестного рассказа о французских политиках, чьи жизни оборвались с термидорианским переворотом. С точки зрения исторической науки картина безупречна, даже фразы персонажей полностью совпадают с документами, воспоминаниям очевидцев». 

Я согласна с каждым словом Луизы-Антуанетты. Больше всего это и нравится: строгая манера съемок, нет музыкального фона, разговоры и выражения лиц героев — самое главное.

Не берусь подробно рассматривать других участников событий — Марата, Дантона, Демулена, Эбера. Они все похожие, но несколько приглушенные на фоне Робеспьера и Сен-Жюста. Интересна фигура Жоржа Кутона, неразлучного со своей собачкой на коленях, мопсом с черной мордочкой. Интересен лишь потому, что он друг Робеспьера. Филипп Леба промелькнул всего несколько раз, а брат Огюстен Робеспьер появился только в конце. 

Да, факты до мельчайших деталей в фильме соответствуют исторической действительности. Но чем ближе я знакомилась с темой, постепенно обнаруживала расхождения:

1. Карно не был таким злостным врагом Робеспьера и активным участником переворота. 

2. Тальен не был таким стариком, как в фильме. Он был ровесником Сен-Жюста, то есть в 1794 году ему исполнилось 27 лет. Хотя многие деятели революции выглядят старше своих лет, возможно, это задумка режиссера.

Буду благодарна, если кто-нибудь нашел другие несоответствия и укажет мне на них. Все-таки, кинофильм – это художественное произведение, допускающее вымысел.

Образ Робеспьера отличный. На мой взгляд, таким он и был. Убежденный в истине и в своей правоте. Ведь известно, что Максимилиану была свойственна холодность к окружающим, но горячность по отношению к делу. Он жалеет Дантона и Демулена, но не может при всем желании их спасти. Прислушивается и доверяет тем, кто дает толковые советы. Например, когда Барер рекомендует принять в Комитет военного инженера Карно. 

Но любые его поступки и слова оборачиваются против него самого, чтобы после вырасти в обвинения.

Когда-то фильм был в черно-белом варианте. В цветной версии краски кажутся тусклыми и атмосфера мрачноватой. Но как раз это очень отвечает духу того времени. Все декорации, а особенно одежды главных героев великолепны. Мне больше всего нравится Робеспьер даже не в голубом, а в черном камзоле. А Сен-Жюст превосходен в военном мундире.

Как-то встречала информацию, что они создали своеобразное направление в моде. Робеспьер и Сен-Жюст носили жабо, манжеты, жилеты, камзолы особого покроя. Во Франции их так потом и называли, костюмы эпохи Робеспьера. Подумать только, какие-то пять лет названы эпохой. Век правления короля это двадцать-тридцать лет, а эпоха Робеспьера пять лет. Настолько колоссальным был авторитет его личности. 

Неоднократно пересматривая фильм за последний год, каждый раз открывала что-то новое. Например, тот эпизод, когда к Робеспьеру домой пришли Баррас и Фуше, а он приводил себя в порядок, я заметила не сразу. Потом прочла, что это такой юмор. Да, немного весело и трогательно. Но если серьезно, почему он так себя вел? 

Депутаты Конвента говорят о важных проблемах, а Максимилиан чистит зубы, полощет горло и выплевывает все на пол им под ноги. И не отвечает ни слова. Манеры XVIII века? Пренебрежение к своим коллегам? Все правильно. Робеспьер терпеть не может лицемерия. Они же все его буквально заколебали. Каждый день интриги, доносы, клевета друг на друга. Фуше говорит льстивые слова, а внутри него все кипит от коварства, лжи и зависти к Робеспьеру, руководителю Комитета общественного спасения и, фактически, главе государства. 

Вторая серия называется «Смерть» и приближает к заключительной развязке, но тоже несет победу. Время концентрируется. События охватывают последние шесть месяцев. Разоблачение преступных фракций. Устранение противников и все более нарастающая вражда. 

Теперь в центре повествования триумфальная речь Антуана: «…Тот, кто делает революцию наполовину, роет себе могилу…»

Дни весьма тревожные. Драматичны и символичны реплики героев. Сен-Жюст, вызванный с фронта, говорит: «Будь острожен, армия устала. Притупился карающий меч. Как крепкие напитки притупляют вкус, так смерть притупляет страх». 

Робеспьера уже называют тираном. После того, как его вынудили арестовать членов Конвента. В этой серии трижды повторяется эпизод подписания приговора. Пальцы выводят подпись длинным белым пером. Какая тревога не только в его глазах, но и в каждом жесте, в каждой паузе. 

Очень ярко изображено, как созревал и формировался термидорианский переворот. Все возмущены большим террором, сильнее всего боятся за свои шкуры. Заговорщики распространяют слухи о депутатах, будто бы они все внесены в списки осужденных. По их словам, Робеспьер казнит невиновных, мужчин и женщин. Убедительные доводы и жестко сдвинутые брови Тальена, Барраса и Фуше. Но я все равно на стороне Робеспьера!

«Что может быть опаснее одинокого тирана?» - спрашивают они друг у друга. Антуан снова на войне. Ведет в бой голодную, но сильную духом армию. Никто не знает, как мучительно одиночество, которое испытывает Максимилиан в последние дни своей жизни и борьбы. «И вот я остался один на земле...»

Последняя речь борца за чистоту идеалов, теоретика и практика революции Максимилиана Робеспьера: «Они называют меня тираном…» Поразительно, он считает, что негодяев и предателей осталось пять-шесть, а в основном, Конвент чист.

Принципы революции ослаблены. «К чему стремятся те, кто не желает ни террора, ни добродетели?» - риторический вопрос остается в воздухе.

Сен-Жюст на протяжении всего фильма бесстрастен в любой ситуации. Когда Демулен изощряется в своих оскорблениях, и когда на него нападают члены Комитета общественного спасения, не показывает ни тени своих эмоций. 

А когда он идет по полю сражения при Флерюсе, и в дыму видит на телегах казненных Демулена, Эбера и Дантона. Жуткие кадры. Не понятно его отношение к этому видению. Или он настолько жесток и хладнокровен, что его не беспокоят эти голоса. Или внутренне меняется, и в Париж возвращается другим человеком. А может быть, режиссер хотел показать апофеоз всей его жизни?

Есть версия, что Сен-Жюст разочаровывается в своем друге. Сам Альбер Оливье считал, что к трагическим событиям термидора пути Сен-Жюста и Робеспьера окончательно разошлись. Да, мне сначала показалось, авторы фильма будто бы жалеют своего главного героя, что тот связался с Робеспьером. 

Но в картине не заметен разрыв дружеских и деловых отношений между соратниками. Некоторая отдаленность, но не разрыв. Они остались вместе до конца. Когда падение стало очевидным и неизбежным, они оба повинуются судьбе. Биографы Робеспьера и Сен-Жюста вообще отмечали их фатализм, подчинение силе обстоятельств. 

Уже начался этот кошмар в зале Конвента, бурный поток бессмысленных ложных обвинений. Председатель убийц Колло д`Эрбуа не дает сказать ни слова. Сотни человек кричат «Долой тирана!» Здесь больше всего меня трогает момент, когда Кутон подъезжает в своем кресле и просто встает рядом с Робеспьером. 

Смотрю, и вновь переживаю все сначала. Уже слышны топот, стрельба на лестнице городской Ратуши. Остается догадываться, о чем думает Антуан, глядя на лежащего на полу раненого Максимилиана. 

И вот на переднем плане окровавленное лезвие гильотины. «Я презираю прах, меня составляющий…» - благодаря словам Сен-Жюста конец фильма звучит жизнеутверждающе. Они не жалели себя, в этом их сила и главная победа. Победа над смертью. Термидорианцы надеялись, что Робеспьер и его сторонники проиграли. Нет, они победили. Потому что можно убить тело, но не бессмертную душу.

promo elisaveta_neru октябрь 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.