Учитель и ученик

Древние люди, когда-то знавшие Бога, постепенно Его забывали. Жители Греции не знали, от предков им передавалась вера в языческих богов. Но самые мудрые из них догадывались, что мир создал один Бог. Такими были учитель и ученик из античных эллинов. Читала о них давно, теперь восстанавливаю в памяти.

Платон (427 до н. эры – 347 до н. эры) первым начал говорить и писать о человеческой душе. Его сочинения сохранились полностью. Душа бессмертна и уходит в иной мир. Он, конечно, не отрицал многих богов, но учил, что над душой происходит суд, где учитываются земные дела человека.

Платон и Аристотель

Невидимый мир четко разделен на правое верхнее пространство — небесное, и левое нижнее — подземное. В одном душа очищается от всего телесного и чувственного, в другом она вознаграждается согласно ее заслугам (созерцает истину). 

Выбор судьбы — это свободный выбор. Но если в течение земной жизни человек имеет возможность воздействовать на себя, меняться, делаться лучше, то после смерти на душу воздействует только правосудие. Каждый человек создает и несет внутри себя свой Тартар и свой Олимп. Первый соответствует чувственному аспекту жизни, а второй — результат его духовных исканий.

Жизнь — это развертывание души изнутри наружу; посмертные переживания являются ее свертыванием. Смерть оставляет человека наедине с самим собой — таким, каким он себя сделал при жизни.

Душа подобно крылатой колеснице дает возможность возвыситься над чувственным миром и достичь мира чистых Идей.

Принимая идею бессмертия души и понимая, что в таком случае смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе.

Философ должен упражняться в добродетели практической, ведущей к нравственному образу жизни, и добродетели созерцательной, приводящей человека к знанию. Таким путем он приближается к мудрости, которая уподобляет его богам.

Ученик Платона Аристотель (384 до н. эры – 322 до н. эры) создал философский лексикон и стиль научного мышления, охватывающий все сферы человеческого развития социологию, политику, логику, физику.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. 

Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. 

То, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, — это душа. Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат.

Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.

Еще интересный эпизод из учения Аристотеля, если не ошибаюсь, о природе вещей. Там сказано, что в загробной жизни человек встречается со всеми, кого любит, кто был ему близок на земле. Это не только родные люди, но и домашние животные. Если человек любил кошку, то там у него и будет кошка. Только там у нас у всех будет как бы одна общая кошка.

Мыслитель-ученик в своих размышлениях и открытиях превзошел своего философа-учителя. 

promo elisaveta_neru october 9, 10:00 30
Buy for 10 tokens
Книгу «Берегитесь, боги жаждут!» Эдвард Радзинский написал в 2015 году. На обложке изображена гильотина, по бокам которой профили Робеспьера и Ленина. «Наверняка, там много мерзостей в адрес Робеспьера», - была первая мысль. Но я решила, что из негатива тоже можно извлечь полезное. Только по…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.