elisaveta_neru

Categories:

Красочные плоскости пронизаны внутренним светом

«В 1395 году Тамерлан, грозный сын степей, прозванный «железным хромцом», подступил к рубежам московской земли. Это были последние набеги всеразрушающих орд-завоевательниц, в течение многих десятилетий терзающих русские княжества. 

Жители Москвы на Кучковом поле (теперь район Сретенских ворот) устроили молебен и просили икону Владимирской Богоматери защитить их от супостата. А когда проснулись утром, увидели, что нет басурманский полчищ у стен города, только дымятся угасающие костры. 

Теперь-то мы знаем истинную причину отступления Тамерлана: гонец принес ему известие о рождении сына, и он поспешил в родные края. Народ же московский еще раз приписал всемогущую силу образу «Владимирской». Таких легенд, связанных с древней иконой, немало в старых письменных источниках и устных преданиях. 

Глаза Владимирской Богоматери видели, как в трудные годы борьбы с захватчиками уходили на поле брани отряды смелых воинов; перед нею прошло немало светлых праздников и торжеств; она безмолвно взирала на частые княжеские междоусобицы и кровопролития. Выдающееся творение изобразительного искусства стало неотделимой частью русской истории... 

Летописные свидетельства позволяют предполагать, что в начале XII века привезена драгоценная реликвия из далекой Византии в Вышгород под Киевом. Несколько десятилетий спустя Владимирский князь Андрей Боголюбский переносит ее в свою резиденцию на берега Клязьмы, а в конце XIV века москвичи торжественно встречают прославленную икону в родном городе. 

Здесь в Успенском соборе Московского Кремля она и оставалась до 1918 года, когда попала в Центральные реставрационные мастерские. Древние художники сами приготовляли необходимые для работы краски, затирали их на яичном желтке и кистью наносили на грунт. Яичная эмульсия, используемая для связи красок с грунтом, с годами затвердевала, а красочный слой приобретал исключительную прочность. 

Но большинство произведений иконописи уже с момента своего возникновения, как правило, находилось в неблагоприятных условиях. Олифа, покрывающая тонкой пленкой живописную поверхность, быстро чернела в темных помещениях церквей. Сажа и копоть свечей ускоряли процесс разложения покрывного слоя, и через 60-70 лет первоначальное изображение едва различалось. 

В те времена не умели реставрировать живопись в современном смысле слова. Церковная община поручала приглашенному художнику «поновить» образ. Иногда для удобства и быстроты исполнитель заказа счищал старое изображение, и творение его предшественника бесследно исчезало. В лучшем случае поновитель писал прямо поверх слоя потемневшей олифы. 

Восстановленная живопись со временем чернела, и ее снова покрывали новой записью. Таким образом, на некоторых иконах мы находим по нескольку слоев разновременных поновлений. Подобная участь постигла и Владимирскую Богоматерь. Когда реставратор освободил от напластований веков древний памятник, оказалось, что время оставило для потомков совсем немного авторской живописи. 

«Замечательная икона дошла до нас во фрагментах, говорилось в реставрационных отчетах. — Но судьбе угодно было сохранить самые драгоценные части этого великолепного произведения мирового искусства. Несмотря на жестокие испытания, которым вместе с русской государственностью и церковью подвергалась икона, на ней уцелели от древнего оригинала лики. 

Обхватив шею матери левой рукой, младенец тянется к ней с поцелуем, внимательно устремив на нее взгляд. Она прижалась своей щекой к его щеке и смотрит вдаль большими и темными, как у — сына, глазами, сомкнув молчащие скорбные уста...» 

Среди выставленных в залах Третьяковской галереи памятников древнерусской живописи немало образцов, отмеченных печатью высоко-го художественного таланта. Звучащие радостно, смело и празднично краски новгородских иконописцев, фантастические цветовые сочетания и самобытные приемы псковичей, изысканность и аристократизм мастеров древнего Суздаля не могут оставить равнодушным человека, любящего подлинное искусство. 

Владимирская Богоматерь поражает глубиной психологической характеристики. Огромное дарование ее творца направлено на достижение одной цели: передать высокий смысл человеческого бытия, красоту жизни. Посмотрите внимательно в скорбные глаза «Владимирской» — и вы никогда не забудете их выражения. Они принадлежат не только изображенной византийским живописцем женщине, но всему миру. 

Во взгляде «Владимирской» как бы сконцентрированы представления средневекового человека о величии природы и земного бытия. Пользуясь скупой палитрой, автор «Владимирской» умело сочетает тончайшие цветовые оттенки, достигает неповторимой живописной гармонии. Красочные плоскости словно пронизаны внутренним светом и дополняют одна другую, не нарушая колористического единства. 

«Владимирская» прошла вместе с русским народом почти тысячелетний путь. Многочисленные копии и подражания, сделанные мастерами, — свидетельство необычайной популярности древней иконы. Литературные памятники, рассказывающие о чудесах «Владимирской», вошли в золотой фонд отечественной письменности. Владимирская Богоматерь — непревзойденный образец древней живописи в сокровищнице русского искусства». 

Из книги «Этюды об изобразительном искусстве»

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 32
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.