elisaveta_neru

Categories:

Светлая память

Итак, 225 лет назад Робеспьер повержен и казнен. «Республика была побеждена. Занавес опустился. Римская трагедия была закончена, – писал Альберт Захарович Манфред, – Но в истории есть имена, которые ни время, ни страсти, ни равнодушие не могут вытравить из памяти поколений. К их числу принадлежит имя Максимилиана Робеспьера». 

На протяжении двух веков он мало кого оставляет равнодушным, вызывает к себе одно из двух — горячий интерес или предвзятую антипатию. Разве такие люди умирают? Нет, они уходят в бессмертие.

«Если у Робеспьера было множество поклонников, доходивших даже до обоготворения своего героя, то у него не было также недостатка во врагах, глубоко его ненавидевших... Эти враги пользовались всем, чем могли, чтобы возбудить враждебное отношение, приписывая ему все ужасы террора», – отмечал Петр Алексеевич Кропоткин.

Такая же разноречивая память французского революционера увековечена в художественной литературе и в искусстве. Например, вскоре после Термидорианского переворота мастера живописи начали писать всевозможные вариации этой трагедии.

Остановлюсь на некоторых. На первых двух картинах изображен первый арест Робеспьера в Конвенте непосредственно 9 термидора. 

Раймон Монвуазен (1790-1870) — французский портретист, автор исторических картин. «Арест Робеспьера в Конвенте 27 июля 1794 года». Год создания 1858-й. 

Прежде, чем последовал арест, более пяти часов продолжались крики, оскорбления и нападки заговорщиков. Настоящее светопреставление, как видно и на другой картине.

Макс Адамо (1837-1901) — немецкий исторический художник-иллюстратор, «Свержение Робеспьера в Национальном Конвенте 27 июля 1794 года». Полотно написано в 1870 году и находится в Национальной Галерее Берлина. 

А на следующих двух картинах воссоздан второй арест Робеспьера и его сторонников в Ратуше, который произошел уже ночью. 

Жан-Жозеф Франсуа Тассер «Ночь с 9 на 10 термидора II года, арест Робеспьера». Годы жизни художника и гравера (1765-1835) совпадают с революционными. 

Та же динамика, живо передающая неразбериху, что началась в Ратуше после двух часов ночи. Жандарм Мерда стреляет в Робеспьера буквально в упор. 

И, наконец, Суханов Борис Федорович (1900-1987) «Девятое термидора. Арест Робеспьера». Хотя это акварель и не настолько реалистична, как массовые сцены на предыдущих картинах, она мне кажется самой прекрасной.

Это даже не картина, а лист к альбому, посвященному 150-летию Великой французской буржуазной революции. Размер 32,6х44,4, акварель и гуашь, смешанная техника письма на бумаге.

Об отношении художника к данному событию остается догадываться. Суханов в те годы работал декоратором в Театре Революции в Москве и вполне был в теме. С какой теплотой и бесстрастием 39-летний человек решил запечатлеть именно этот момент! 

Так все и было. Второй этаж величественного здания Ратуши, горели люстры, из-за жары открыты окна. Что делал Робеспьер, когда в зал ворвались войска? Сидел за столом, подписывал документы и встал им навстречу, повернувшись лицом к своей гибели. Вот теперь все кончено...

Глядя на иллюстрацию, а она выставлена в муниципальной картинной галерее города Красноармейска Московской области, я убеждаюсь, что память Максимилиана Робеспьера остается светлой. Пусть хотя бы для тех, кто его знает и понимает. 

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 32
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.