elisaveta_neru

Category:

Образы одолевают художника

В книге «Этюды об изобразительном искусстве» рассказывается не только о зарубежных шедеврах, но и о русских. Например, несколько страниц посвящены истории создания картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

«Древняя Помпея увидела солнце в середине XVIII века. Почти восемнадцать столетий прошло со дня, когда пробудился вулкан Везувий и пеплом, пламенем, раскаленными камнями сжег и засыпал Помпею. Весть о гневе богов облетела Италию. Родственники погибших приезжали сюда и в ужасе смотрели на мертвое поле пепла, под которым был похоронен не человек — город. Они вдыхали запах серы и не смели поднять горсть пепла — он им казался самим божьим гневом... 

Потом Помпею забыли. Над нею подобно облакам, проплывали века. В начале XIX века археологи окончательно удалили камни и слежавшийся пепел. Они раскрыли дома, улицы, фонтаны, статуи... Затаив дыхание, они осторожно снимали прах с костей погибших. Рядом с ними лежали вещи: богатые спасали украшения, бедняки — хлеб. До последней секунды матери укрывали собою детей, мужья — жен. По статуям, по пересохшим фонтанам, по росписям на стенах домов археологи читали историю гибели города, и снова весь мир заговорил о Помпее.

Путешественники бродили по улицам, на которые почти две тысячи лет не ступала нога человека. И вместе с ними, трепеща от волнения, от чуда воскрешения из небытия целого города, шел молодой русский художник Карл Брюллов. 

Никто не мог так, как он, увидеть Помпею: русская школа живописи дала ему удивительное зрение. То, что другие, увидев, быстро забывали, его «зрячий глаз» запечатлевал навсегда. Воображение помогло ему увидеть город не мертвым, аккуратно очищенным археологической лопатой и щеткой от пепла, а живым, борющимся. 

Он словно услышал рев вулкана, крики людей, ржание испуганных коней... Он словно увидел молнии, раскаленные камни, падающие с неба, и все усиливающийся дождь из пепла... И смутно почувствовал: эта трагедия, последняя борьба веселого, сильного, красивого, обреченного на смерть народа ему, художнику, по плечу. 

Здесь, на улицах древней Помпеи, рождалась картина — еще не готовое решение — предчувствие, не мысль — смутный образ... Его не испугала необходимость изобразить целую толпу народа: он знал, что сумеет это сделать. Рисовать он научился раньше, чем ходить: болезненный и тщедушный, он до пяти лет лежал в постели и рисовал грифелем на грифельной доске. Едва встал на ноги — началась суровая профессиональная выучка. 

Девять лет было мальчику, когда его приняли в академию. В тринадцать лет он штудировал обнаженные фигуры, твердо и точно вырисовывая кисти рук, стопы ног, мускулы спины. У Брюллова были прекрасные учителя. Алексею Егоровичу Егорову, умевшему наизусть рисовать античные статуи с любой точки зрения, был присвоен специальный титул «знаменитый». Андрей Иванович Иванов был страстно предан искусству. Под его руководством кудрявый мальчик со светлыми глазами сорок раз нарисовал сложнейшую статую Лаокоона. Сеть раз он скопировал «Монаха с книгой» Веласкеса, двадцать раз — его же «Голову старика»...

Когда художник проезжал по Европе, министры и вельможи «просили сделать им честь» и написать их портреты. Но он спешил в Италию, веря, что главные свершения ожидают его там. Свою учебу в Италии он завершил истинным подвигом: в натуральную величину скопировал огромную фреску Рафаэля «Афинская школа» — семьдесят величавых фигур. 

Два года идет сбор материала к главному произведению жизни. Брюллов решает множество задач. Он делает зарисовки испуганных лошадей и выясняет рисунок античной пряжки, скрепляющей женскую одежду. Он словно актер, играющий на сцене много ролей, становится поочередно то испуганным стариком, которого пытаются спасти сыновья, то его младшим сыном, с жалостью глядящим на отца. Все должно быть правдиво. Нельзя допустить ни одной ошибки. 

Не жалея сил и труда, желая познать все в совершенстве, он изучал древние вещи Помпеи — амфоры, браслеты, колесницы, одежду. Перед его внутренним взором вставали отдельные фигурные группы холста - вот мать, до последнего мгновения оберегающая своих дочерей... Тут женщина рухнула с колесницы наземь, и вокруг широко рассыпались никому не нужные драгоценности. 

Стараясь зримо увидеть трагедию сквозь спокойные строки очевидца катастрофы — римского историка Плиния Младшего, он читал его письма и был потрясен рассказом о том, как «мать его, обремененная летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, сын же употребляет просьбу и силу всю, чтобы увлечь ее с собой...».

Образы одолевают Брюллова. Как в академии, он встает ночами и набрасывает общую композицию, затем отдельные группы. Он приводит натурщиков и требует от них невозможного — почувствовать ужас, страх и готовность пойти на подвиг ради жизни других людей. Рисует семью: муж прикрыл молодую жену и двух детей концом своего плаща, желая защитить их от смерти. Маленькая ножка ребенка стоит на большой мускулистой стопе отца. Малыш, находящийся на руках у матери, ничего не понимая, тянется к лежащей на земле птице: в тот день мертвые птицы, как град, сыпались с неба... 

Брюллов пишет картину, не щадя сил. Молодой и сильный человек, он доводит себя работой до такого истощения, что сваливается у холста и его уносят на руках. Кажется, этой работой он убьет себя. Но нет: отдохнув, он встает и пишет снова... 

И вот полотно окончено, как он любил говорить, «до волосков». И все-таки что-то не так, что-то его тревожит, он в отчаянии. «Целые две недели,- говорил Брюллов,- я каждый день ходил в мастерскую, чтобы понять, где мой расчет был неверен. Иногда я трогал одно место, иногда другое, но тотчас же бросал работу с убеждением, что части картины были в порядке и что дело было не в них. Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена...» 

«Он схватил молнию и бросил ее целым потоком на свою картину», - немного позднее написал о нем Гоголь. Брюллов словно вырвал из мрака истории ужасный день 24 августа 79 года нашей эры. Но силой своего гения он победил ужас. В «Последнем дне Помпеи» любовь царит везде... «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой, - пишет Гоголь и добавляет: - У Брюллова, является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы». 

В этом был смысл картины — показать народ перед лицом величайшего испытания, перед лицом смерти и увидеть его таким, каким увидел Брюллов: прекрасным, самоотверженным, не потерявшим чувства собственного достоинства. Каждый здесь спасает не себя — другого. 

Не таким ли проявил себя русский народ в военном испытании 1812 года?.. Картина поднимала доблесть духа, действовала опьяняюще. Художникам, да и не одним художникам, она внушала смелость. Современники были потрясены мастерством Брюллова: «Он не боится рисовать группы свои в положениях самых необыкновенных, в сокращениях самых затруднительных»... Европа приветствовала произведение. Восторженные толпы носили художника на руках — при свете факелов, под звуки музыки, осыпая дождем цветов. Картина приехала в Россию...

Сегодня нам картина кажется музейной, прекрасной и в чем-то идеализированной. Современникам же она казалась излишне живой: полагали, что Брюллов отошел от вечных законов искусства и попытался передать живых людей во всей их «неизысканной прелести». Уже за ранние картины Брюллова упрекали в том, что его модели «более приятных, нежели изящных, соразмерностей». 

Живописец умер от тяжелой болезни, работая до последней минуты. «Борьба физического изнеможения с умственной деятельностью - борьба, которую Брюллов не скрывал, была ужасна», - писал его ученик. Но вся жизнь Брюллова, автора прекрасной картины, осталась победой».

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 33
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.