elisaveta_neru

Category:

«Все воспринять и снова воплотить...»

Вчера был день рождения Максимилиана Волошина. Но у меня принцип «лучше поздно, чем...»

«Дом поэта Волошина в Коктебеле, построенный по его чертежам, стал ныне Домом творчества писателей. Но ведь подлинный Дом поэта — его творчество, его жизнь, его идеалы и, самое главное, — их реальное утверждение во времени, воплощение в слове, рисунке, бытовом жесте. Дом поэта и есть сам Поэт.

А это был необыкновенный человек. Его называли «ходячим музеем всех блистательных человеческих заблуждений». Не странно ли — внешне походить одновременно и на парижанина-интеллигента, и на русского кучера? Возможно ли в годы ожесточеннейшей революционной борьбы, когда «нет никаких середин», умудриться встать именно посередине и сохранить свою жизнь, честь и свободу?

Правдоподобно ли, наконец, что словом и жестом он смог укротить огонь, угрожающий дому, когда перед огнем уже бессильна вода? Но, по легендам и воспоминаниям современников, таким и был Максимилиан Волошин — поэт и художник, историк и искусствовед, теоретик и практик. 

Пусть эпизод об «укрощении огня» воспринимается как легенда (а о нем с полной убежденностью поведал очевидец — Марина Цветаева), пусть столь разные восприятия внешности молодого Волошина можно объяснить субъективностью авторов мемуаров (Андрея Белого и Ильи Эренбурга), пусть позиция Волошина в годы гражданской войны и по сей день не оценивается однозначно — в незаурядности этой личности, ее исканий и деяний не откажешь никак. 

Человека создает эпоха. Но и он сам воздействует на время, осмысляя его, противореча с ним и созидая новые духовные ценности. 

Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в 1877 году. Себя он с иронией называл «продуктом смешанных кровей (немецкой, русской, итало-греческой)». Полная его фамилия, Кириенко-Волошин, унаследована от отца, по профессии юриста. 

Впрочем, вряд ли сын хорошо его помнил: отец умер, когда мальчику не было и пяти лет. Всю заботу по воспитанию Макса (так называли Максимилиана и близкие, и он сам) взяла на себя мать Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер). Так что корни отцовского рода шли от Запорожской сечи, а материнского — из Германии. Не желая жить на попечении родственников мужа, мать купила в 1893 году участок земли в Коктебельской долине (по тому времени очень дешевый) и обосновалась там. 

Коктебель и стал малой родиной Волошина, сыграв важнейшую роль в его судьбе. 

А отношения его с матерью установились не только родственные, но и творческие. На протяжении всей жизни он посвящал ее в мир своих художнических увлечений и чутко отзывался на строгие, как правило, оценки. В письмах всегда обращался на «Вы» . 

До переезда в Крым Максимилиан учился в московской гимназии, и уже тогда его свободный ум и живая пытливость вступили в борьбу со школярскими стереотипами. Потом он вспоминал: 

«Я был преисполнен всяческих интересов — культурных, исторических, лингвистических, математических, и все это сводилось к неизбежной двойке». Тяга к познанию жизни и искусства не по узаконенным образцам, а глубоко личным путем обозначилась в его сознании очень рано. Так же как и способности к стихотворчеству, рисованию и особенно к актерству. 

В полной мере его дарования развернулись уже в Крыму, в приобщении к первозданному миру южной природы. Безбрежное норе степей, спокойные волны ковыля, голубая вышина неба. А по ночам — угрюмый крик совы и величественное сияние звезд... 

Во время длительных прогулок душа его оживала, фантазия раскрепощалась, укреплялась воля. 

Все видеть, все понять, все знать, все пережить, 

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, 

Пройти по всей земле горящими ступнями, 

Все воспринять и снова воплотить... 

Эти стихи были написаны позже, но, несомненно, чувство, их взрастившее, вызревало тогда, во время странствий по выжженной таинственной земле. «Все видеть, все понять...» – разве это не завет ранней юности? 

Жизнь помогла осуществлению этой мечты — увидеть разноликий мир...»

Это строки из предисловия книги «Дом поэта» издательства «Детская литература» 1991 года. 

Я очень люблю его венок сонетов. Он называется «CORONA ASTRALIS» и был написан в 1909 году. Немногие творили стихи в этой особой прекрасной поэтической форме. Все пятнадцать сонетов — это очень много, помещаю здесь самый первый.

***

В мирах любви неверные кометы,
Сквозь горних сфер мерцающий стожар —
Клубы огня, мятущийся пожар,
Вселенских бурь блуждающие светы, —

Мы вдаль несем… Пусть темные планеты
В нас видят меч грозящих миру кар, —
Мы правим путь свой к солнцу, как Икар,
Плащом ветров и пламени одеты.

Но, странные, — его коснувшись, прочь
Стремим свой бег: от солнца снова в ночь —
Вдаль, по путям парабол безвозвратных…

Слепой мятеж наш дерзкий дух стремит
В багровой тьме закатов незакатных…
Закрыт нам путь проверенных орбит!

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 33
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.