elisaveta_neru

Categories:

Поверхностно скользящая соха

Решили мы с братом почитать все, что написал Иван Сергеевич Тургенев о русских революционерах ХIХ века. Только братик мой за это время прочел романы «Накануне», «Рудин», «Дым», «Новь» и «Отцы и дети». А я осилила только «Новь». И вот какие впечатления у меня остались.

Из истории известно, что студенческие «хождения в народ» потерпели провал в 1876 году. Тогда Тургенев и написал свое произведение, а в следующем году опубликовал. Его действия происходят в 1868-м, когда движение народников зарождалось в России.

Меня сразу привело в смятение, какие же они малохольные! Разговоры у всех настолько абстрактные, что даже непонятно полкниги, о чем они ведут речь. Их беседы сводятся к вопросу: «Когда же мы пойдем в дело?» И все в этом духе.

Главный герой — 23-летний студент Алексей Нежданов, которого гнетут неуверенность и сомнения. Он чувствует себя «как скверный актер в чужой роли», – так пишет Нежданов другу Владимиру. В этих письмах, можно сказать, и раскрывается его душа.

Мучительны раздумья молодого человека о революционной деятельности. А руководит студентами, будущими пропагандистами в романе из какого-то таинственного далека некто Василий Николаевич, рассылающий им «записки» с инструкциями.

«Коли ты рефлектер и меланхолик, – снова шептали его губы, – какой же ты к черту революционер? Ты пиши стишки, да кисни, да возись с собственными мыслишками и ощущеньицами, да копайся в разных психологических соображеньицах и тонкостях, а главное — не принимай твоих болезненных, нервических раздражений и капризов за мужественное негодование, за честную злобу убежденного человека! О Гамлет, Гамлет, датский принц, как выйти из твоей тени? Как перестать подражать тебе во всем, даже в позорном наслаждении самобичевания?»

Это помыслы Нежданова, ему вторит тоже один из главных персонажей:

«Паклин отчаянно взмахнул руками.

- В том-то и наша беда, Алексей Дмитрич, что мы никого не знаем! Хотим действовать, хотим целый мир кверху дном перевернуть, а живем в стороне от самого этого мира, водимся только с двумя-тремя приятелями, толчемся на месте, в узеньком кружке...»

Сила Паклин — маленький, хромой, болтливый, малодушный и ненадежный. Сочувствующий, да и себя считающий революционером, так называемый друг Нежданова. Пожалуй, эта его фраза сказана искренне и честно.

Другой революционер Пимен Остродумов — «человек лет двадцати семи, небрежно и бедно одетый». Кажется, Тургенев умышленно рисует почти всех молодых героев ущемленными, несчастными и неудачниками в личной жизни. 

Внимания заслуживают отношения Алексея с Марианной. «Эта девушка, которая полюбила его — его, бездомного горемыку, — которая ему доверяется, которая готова идти за ним, вместе с ним, к одной и той же цели, — эта чудесная девушка — Марианна — в это мгновенье стала для Нежданова воплощением всего хорошего, правдивого на земле, воплощением не испытанной им семейной, сестриной, женской любви, — воплощением родины, счастья, борьбы, свободы!»

Вся революционность Марианны ограничивается ее стремлением «опроститься», то есть стать, как простой народ. Носить скромные платья, стирать и готовить, чтобы кожа на руках огрубела. Она готова на все, но опять же, не понимает, что нужно делать.

Помимо революционеров почти все остальные у меня вызывают антипатию. Камергер Борис Сипягин — самовлюбленный лицемер, разыгрывающий из себя либерала. Его жена Валентина не менее подлая дамочка, воззрения которой он именует еще более либеральными.

«До чего, наконец, дойдут эти якобинцы и революционеры, если им не положат твердый предел!» – возмущается странный тип Калломейцев, помещик с реакционными взглядами, когда видит в газете новость об убийстве в Белграде сербского князя Михаила.

«Сипягин «позволил себе заметить», что это гнусное убийство, вероятно, совершено не якобинцами — «коих в Сербии не предполагается». Тут я посмеялась от души. 

Многие фигуры совершенно пародийны, такие как купец Голушкин, горбатая сестра Паклина Снандулия. А престарелая супружеская чета дворян — Фимушка и Фомушка (Фома Лаврентьевич и Евфимия Павловна Субочевы) — это вообще гротеск.

Ближе к концу романа рассказывается, как же, наконец, Нежданов отправился агитировать народ:

«Не доезжая «Бабьих ключей», Нежданов заметил — в стороне от дороги перед раскрытым хлебным амбаром — человек восемь мужиков; он тотчас соскочил с телеги, подбежал к ним и минут с пять говорил поспешно, с внезапными криками, наотмашь двигая руками. Слова: «За свободу! Вперед! Двинемся грудью!» – вырывались хрипло и звонко из множества других, менее понятных слов. 

Мужики, которые собрались перед амбаром, чтобы потолковать о том, как бы его опять насыпать — хоть для примера (он был мирской, следовательно пустой), — уставились на Нежданова и, казалось, с большим вниманием слушали его речь, но едва ли что-нибудь в толк взяли, потому что когда он, наконец, бросился от них прочь, крикнув последний раз: «Свобода!» – один из них, самый прозорливый, глубокомысленно покачав головою, промолвил: «Какой строгий!» – а другой заметил: «Знать, начальник какой!» — на что прозорливец возразил: «Известное дело — даром глотку драть не станет. Заплачут теперича наши денежки!»

Сам Нежданов, взлезая на телегу и садясь возле Павла, подумал про себя: «Господи! какая чепуха! Но ведь никто из нас не знает, как именно следует бунтовать народ — может быть, оно и так? Разбирать тут некогда! Валяй! На душе скребет? Пускай!» Въехали они на улицу. По самой середине ее, перед кабаком, толпилось довольно много народу. Павел хотел было удержать Нежданова; но уж он кувырком слетел с телеги — да с воплем: «Братцы!» в толпу... 

Она расступилась немного, и Нежданов пустился опять проповедовать, не глядя ни на кого — и как бы сердясь и плача. Но результат тут вышел другой, чем перед амбаром. Какой-то громадный парень с безбородым, но свирепым лицом, в коротком засаленном полушубке, высоких сапогах и бараньей шапке, подошел к Нежданову — и, с размаху треснув его по плечу: «Ладно! Молодца!» После чего «революционера» затащили в кабак, и до обморочного состояния напоили водкой. 

«В романе изображается трагикомическая картина народнической революционной пропаганды, которую ведет Нежданов. Тургенев показывает и другое — темноту народа в вопросах гражданских и политических. Но так или иначе между революционной интеллигенцией и народом встает глухая стена непонимания. А потому и «хождение в народ» изображается Тургеневым как хождение по мукам, где русского революционера на каждом шагу ждут тяжелые поражения, горькие разочарования», – поясняется в критической литературе.

Практически не успев начать свою революционную борьбу, все отчаянные пропагандисты терпят поражение. Потому что они не знают народа, его реального облика. Очевидно, что при всей чистоте намерений революционной молодежи, они совершенно оторваны от реальности. 

Помещика Маркелова крестьяне вяжут, сдают полиции, после чего он следует под суд. Пимена Остродумова убивает мещанин, которого тот «подговаривал к восстанию». Мужики и мастеровые, которых они успели завербовать и в которых свято верили, оказались глупцы и трусливые предатели.

Только честный, смелый и умный реалист-прагматик Василий Соломин внимательно и с сочувствием слушает революционеров, но не верит в их успех. Соломин организует фабрику на артельных началах, строит школы и библиотеки. Именно такая, не громкая, но практически основательная работа способна принести пользу родине.

Карикатурно так же прощание Нежданова с Марианной и Соломиным, когда тот, умирая (он выстрелил в себя из револьвера), завещает им оставаться вместе, почти благословляет на брак. 

«Чудесный был человек! Только не в свою колею попал! Он такой же был революционер, как и я! Знаете, кто он, собственно, был? Романтик реализма!» – говорит о Нежданове уже после его смерти Фекла Машурина, девушка-революционерка, безответно в него влюбленная.

Очень мудро все поясняет эпиграф романа: «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом». Из записок хозяина-агронома». Этих ребят жаль потому, что они самоотверженно взялись разрабатывать целину именно слабой сохой. 

Думаю, теперь приступлю к следующему творению русского классика, которым будет «Дым». 

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 33
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.