elisaveta_neru

Category:

Вечный карнавал красок и линий

Как-то читала о картине Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин». Любопытная история этого шедевра описана в книге «Этюды об изобразительном искусстве». 

«Близкие к В. Серову люди свидетельствовали, что, увидев в 1904 году сезанновское полотно «Пьеро и Арлекин», он был краток: «Деревянные болваны!» Прошли годы. Не раз выдающийся мастер захаживал к собирателю С.И. Щукину, смотрел его собрание новой западной живописи. И всегда — Сезанна. 

Встанет, прищурится и долго разглядывает. С присущей ему искренностью он признался однажды, что картина не выходит у него из головы. 

Конец 1880-х годов — время, когда семья Сезаннов благодаря наследству обретает материальную независимость. Художник путешествует, в Париже снимает квартиру в доме, расположенном на острове Сен-Луи на Сене. Сезанн поселился в том самом месте, которое описал друг его детства, писатель Эмиль Золя, в вышедшем двумя годами ранее романе «Творчество». 

Главный герой, художник Клод Лантье, многими чертами напоминал Сезанна: не добился признания у публики, был неудовлетворен своими работами. В конце концов, Лантье покончил с собой. Этот сюжет с трагической развязкой многие художники расценили как неверие писателя в новое искусство. Но особенно глубоко был оскорблен Сезанн. Золя наделил Лантье некоторыми его жестами, привычками и... привел к такому печальному концу! 

Быть может, живший в безвестности в южном городке живописец приехал в Париж спустя годы для того, чтобы продемонстрировать непокорность судьбе непризнанного одиночки. 

Здесь были друзья, которые продолжали ценить картины и верить в талант их создателя. Один из них, папаша Танги, держал лавочку, где торговал художественными принадлежностями. Другой — В. Шоке, человек скромного достатка, но страстный коллекционер. По дешевке он покупал полотна импрессионистов в ту пору, когда на выставках публика лишь потешалась над ними. 

В конце 1880-х годов, внезапно получив наследство, Шоке разбогател, купил особняк и задумал украсить его живописью. С этим заказом он обратился к Сезанну. Однако тот, сделав пару эскизов, охладел к работе. Шоке досталась лишь одна картина «Пьеро и Арлекин». 

Оба персонажа произведения: слуги-шуты в итальянской комедии дель арте, любимые герои пьес и пантомим во Франции. Их маски надевали на карнавалах. В России пользовался успехом их дальний родственник, персонаж кукольного театра Петрушка. Картина имеет еще одно название — «Марди гра», что по-французски означает «Масленица». 

Многолюдный масленичный карнавал весной заполнял парижские улицы и бульвары. Однако картина Сезанна вовсе не показывает момент уличного гулянья. И хотя в облике Арлекина он изобразил своего шестнадцатилетнего сына Поля, а для Пьеро позировал сын знакомого, картина не похожа и на домашний маскарад. 

Внешность героев картины строго соответствует их традиционному облику. Пьеро, как его описывает старый русский словарь,«продувной малый, корчащий из себя неуклюжего простака, хитрец, обжора и воришка. Маски на нем нет, но лицо покрыто густым слоем пудры». 

Пудры на юном лице Пьеро у Сезанна не видно, но оно написано такими густыми белилами, которые можно принять за мел или пудру. Поза Пьеро неловка — натурщик, который позировал Сезанну долгими часами, однажды упал в обморок, не вынеся долгого и напряженного стояния. 

Арлекин — «умный дурак» итальянской комедии. Его отличают живость, подвижность. Он носит трико, сшитое из треугольных кусочков красного. синего, желтого, зеленого и белого цвета — в этой шутовской одежде отразилось воспоминание о мимах Древнего Рима, костюм которых шился из лоскутиков. 

Сезанновский Арлекин одет в трико из красно-черных ромбов, ритм которых подчеркивает острый силуэт фигуры. Он движется легкой скользящей поступью, передать которую художнику стоило немалых трудов. Сохранилось несколько полотен Сезанна, датированных 1888-1890 годами и изображающих одного Арлекина. 

Живописная поверхность картины плотна, тяжела, весома, словно смальта, демонстрирует различные способы работы кистью. Трико Арлекина, где в черный цвет ромбов добавлен синий, кажется переливающимся, сверкающим. Однако в отличие от старых мастеров, стремившихся передать фактуру ткани, меха, кружев, автор думает, прежде всего, о декоративном начале, а не о мире вещей. 

Так же, как немыслимо представить, что яблоко Сезанна можно надкусить, так не тянет пощупать, из чего сделаны костюмы героев. 

Итак, кого же они представляют? Может быть, в картине содержится намек на дружбу юных Золя и Сезанна, и художник хотел этим ответить автору «Творчества»? Или, как полагают, здесь воплотилась вера живописца в то, что шестнадцатилетний сын, отличавшийся жизнерадостным характером, воспримет в отличие от отца открывающуюся перед ним жизнь как праздник? 

Так или иначе мастер создал замечательное произведение. Пьера и Арлекин — это образы людей искусства вообще, тех, кто живет не только в реальной жизни, но и в вечном карнавале красок и линий. 

Картина предстала перед публикой в 1899 году, когда после смерти Шоке распродавалось его собрание. В 1904 году на ретроспективной выставке Сезанна ее увидели молодые живописцы, для которых старый художник стал путеводной звездой. Запала им в душу и тема. Эхом она откликнется в живописи А. Дерена; полюбится П. Пикассо — словом, войдет в искусство ХХ века». 

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 32
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.