elisaveta_neru

Category:

Благоразумный разбойник

Сегодня вспоминается еще один из моих самых любимых святых. Это разбойник, распятый на Голгофе рядом со Христом. 

В четырех канонических Евангелиях его имя не называется, сказано только, что висел он так же на кресте справа от Иисуса. Апокрифические тексты именуют его Дисмас или Тит, в древнерусской традиции Рах. Согласно другой версии, Рах — это не имя, а прозвище разбойника, означающее «распятый».

Евангелие от Луки содержит наиболее полный рассказ о казненных вместе с Христом двух преступниках. По левую сторону был распят разбойник по имени Гестас. Во время казни, Дисмас, в отличие от Гестаса, покаялся в своих согрешениях и уверовал в божественность Спасителя, за что и прозван Благоразумным разбойником. 

Апостол Лука приступил к написанию Евангелия, как он сам утверждает, после тщательного исследования. Исключительно по свидетельству очевидцев и служителей Слова. (Лк. 1:1-2). Повествование о покаянии разбойника необходимо рассматривать как важное дополнение двух первых Евангелий, от Марка и от Матфея (Лк. 23:39-43).

Толкователи Священного Писания святитель Иоанн Златоуст и другие говорят, что сначала Христа поносили оба разбойника. Но потом один из них на кресте «познал благость и божество Иисуса из тех слов, кои Он изрек за распинателей, говоря: «Отче, прости им!» 

«Вразумленный сими словами, тот, кто прежде злословил Иисуса, признает Его истинным Царем, заграждает уста другому разбойнику и говорит Иисусу: «Помяни меня во Царствии Твоем». Что же Господь? Как человек — Он на кресте, а как Бог — везде, и там, и в раю все наполняет, и нет места, где Его нет» - пишет блаженный Феофилакт.

Христос страдал на Кресте около шести часов. За это время вполне могла произойти спасительная перемена в душе разбойника. Более того, его крестные мучения стали познанием богословия и облегчением бремени его грехов.

Так Благоразумный разбойник стал первым человеком, обретшим спасение и искупление посредством Страстей Христовых и получил от Господа обещание войти с Ним в рай.

Ему не понадобилось долгих лет подвижнической жизни, слез и молитвы, но одного лишь искреннего раскаяния и исповедания Божественности Христа в миг Его величайшего унижения оказалось достаточно, чтобы разбойник удостоился вечных благ. Поэтому он является примером истинного покаяния. 

В Предании и Апокрифах рассказывается, что Дисмас был сыном разбойника, жившим на пути в Египет. Мать Дисмаса болела и не могла кормить ребенка. Во время бегства в Египет Святое семейство было захвачено мужем больной женщины, и Дева Мария в течение шести дней кормила Дисмаса своей грудью.

Таким образом можно предположить, что Благоразумный разбойник был ровесником Иисуса Христа, почти братом, встреченным на Голгофе в последние часы земной жизни. 

Так он изображается на иконах обнаженным по пояс, в набедренной повязке, голову его окружает нимб. Обязательным атрибутом является орудие мученичества — крест. 

По традиции образ Благоразумного разбойника помещают на северных дверях иконостаса, что обусловлено с символическим пониманием восточной части храма как рая, а также фактом, что Дисмас был распят по правую руку от Христа. Белый фон дверей или элементы райского сада (цветы, птицы, растительные побеги) служат указанием на пребывание Благоразумного разбойника в раю.

Самое удивительное, что в Православии, несмотря на историческое признание Благоразумного разбойника, формально он не канонизирован. Официальное мнение Церкви по этому вопросу отсутствует, однако его поминают на каждой литургии и ежегодно в службе Великой пятницы. Его слова «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» читаются и в чине Изобразительных, когда Литургия не служится.

В Западной Европе широкое почитание Благоразумного разбойника началось с конца XI века: после первого Крестового похода одним из мест паломничества стала деревня Латрун, которая, из-за созвучия с латинским словом latro, считалась его родным селением, а в средневековых свидетельствах паломников она называется «замок доброго разбойника» (Castrum boni latronis). 

Крест Благоразумного разбойника находился на Кипре, откуда он в XIV веке был перенесен в Болонью, в церковь  святых Виталия и Агриколы.

В настоящее время поминание Дисмаса сохраняется в формах народного благочестия на юге Италии, например, в городе Галлиполи, где Благоразумного разбойника считают своим небесным покровителем.

Между тем в отдельных регионах России списки алтарных дверей вешаются в некоторых храмах как самостоятельные поклонные образы. В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха.

В византийской иконографии Дисмас непременно присутствует в композициях «Распятие», дополненных изображением казни двух разбойников, и «Страшный Суд», где он находится возле восседающей на троне Богоматери. 

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 32
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.