elisaveta_neru

Category:

«Отец, прости их, не знают, что творят» или О фильме «Страсти Христовы»

Фильм «Страсти Христовы» показали впервые в Пасхальную ночь 2005 года. Я была в храме на службе и не понимала тех, кто сидел в это время у экранов телевизоров. Потом наслушалась противоречивых, а больше отрицательных отзывов, и просто не искала возможности его посмотреть. Все знакомые, среди них и священники, вопили о том, как можно снимать и смотреть подобный садизм. 

Но когда через несколько лет увидела фильм, у меня сложилось совсем другое представление. Крупнейший голливудский актер и режиссер Мел Гибсон создал этот шедевр, который заранее обещал вызвать пространные дискуссии. Хочу начать с компетентного мнения специалиста. 

«Фильм был благословлен Католической церковью и хорошо принят в Православной. Но его нередко упрекают в намеренной жестокости: страдания Христа, физические истязания показаны слишком натурально. Фильм сознательно ориентирован на современного зрителя, привыкшего и почти нечувствительного к насилию на экране. 

В православной культуре не может быть создано нечто подобное. Не только потому, что существуют синодальные решения, запрещающие играть на сцене Христа, Божию Матерь и святых. Но сегодняшняя жизнь православной культуры постепенно преодолевает этот запрет», – отмечает Владимир Катасонов, профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 

Итак, в киноленте воссозданы последние 12 часов земной жизни Господа Иисуса Христа. Полнолуние. Иисус на коленях в Гефсиманском саду, апостолы спят. Молится до кровавого пота и это не метафора, у него, действительно, от напряжения лопались сосуды. 

Предательство Иуды, его поцелуй Учителя. Арест Иисуса. Необходимо отметить, что Его начали избивать еще во время ареста, что было незаконно. Христос молчит перед Каиафой, когда Его обвиняют в богохульстве. Суд синедриона проходит ночью, буквально пародия, а не суд. Затем суд Пилата, Ирода. 

Отречение Петра и самоубийство Иуды. Христос говорит Пилату: «Царство мое не от мира сего». Приговор наказать палками, освобождение разбойника Вараввы. Бичевание, издевательства и насмешки воинов в темнице, терновый венец.

Шествие от судных врат Иерусалима до Голгофы. Христос падает под тяжестью Креста. Симон Киринейский помогает его нести. Распятие. Землетрясение после смерти Господа на Кресте. Снятие с Креста.

Вот коротко основные эпизоды сюжета, известные не только каждому верующему, но и любому образованному человеку. В частности, сцена бичевания с середины фильма возбуждала обвинение в жестокости. В Евангелии об этом сказано, а здесь подробно показано. 

Я видела в Иерусалиме колонну бичевания, она низкая, примерно до колен. К ней приковывали приговоренного за руки и, таким образом человек оказывался в согнутом положении. Били сначала палками, потом бичами с железными наконечниками. Случалось, обреченные умирали от 3-4 ударов, Христос выдержал намного больше. 

На эту тему написаны целые богословские трактаты. Например, духовный писатель и педагог Николай Маккавейский в 1890 году защитил магистерскую диссертацию. Ныне издана его книга «Археология истории страданий Господа Иисуса Христа». 

«Торжественно, в виду всего народа, умыв руки, в доказательство своей невинности в совершаемом преступлении, он решает участь Подсудимого. «Взял Иисуса и велел бить Его», — говорит евангелист. 

Уже в законодательстве Моисея мы находим упоминание о телесном наказании, орудиями которого, вероятно, были палки или прутья. Отличаясь гуманностью, закон предписывал при этом не давать более 40 ударов. В позднейшее время, когда начал изменяться мягкий теократический дух правления, упоминаются «скорпионы» — род бичей с острыми крючками на концах. Наказание, которому приказал подвергнуть Господа Иисуса Христа Пилат, было не иудейское, а римское. 

Это — очень часто практиковавшееся у римлян бичевание. К нему обращался римский судья, когда считал почему-нибудь необходимым подвергнуть подсудимого пытке, и в таком случае бичевание имело особое название — quaestio рет tormenta. Бичевание практиковалось как жестокая, страшная прелюдия к смертной казни, особенно в тех случаях, когда последняя совершалась чрез распятие. Наконец, оно же было и особым видом наказания в собственном смысле. 

Орудиями бичевания были иногда тонкие вязовые прутья, удары которых с сильным шумом со всех сторон сыпались на несчастного, но чаще плети из ремней, к концам которых прикреплялись острые костяные иглы или куски свинца. Пред бичеванием с осужденного снимали все одежды и потом совершенно нагого привязывали к низкому столбу. 

Очень часто подвергались ударам не спина только, а и грудь, лицо, даже глаза. «Присутствовавшие» при таком процессе бичевания, – говорит Евсевий, – «приходили в ужас, видя, как растерзывали тело до самых нервов, так что члены его лежали совершенно разбитые и даже видны были внутренности».

Неудивительно, что результатом такой жестокости нередко бывала смерть. Этот ужаснейший из видов телесных наказаний предназначался собственно для рабов. Римский гражданин, по законам Порция и Семпрония, освобождался от него и наказывался в таких случаях ударами палок. Но что на самом деле, особенно в провинциях, бичеванию подвергались не одни рабы, за это достаточно говорят свидетельства Цицерона о Верресе и Иосифа о Флоре. По приказанию последнего, как мы знаем, многие из знатных иудеев, имевшие притом права римского гражданства, были подвергнуты бичеванию пред его судебным трибуналом и затем отправлены на распятие».

Здесь нет ничего преувеличенного, режиссер вовсе не садист, а благочестивый католик. Вот на самом деле то, чего мы не видим на православной иконе, а жаль: Спаситель взошел на Крест, весь избитый и покрытый кровавыми язвами. Зритель должен понять, как это все происходило. 

Должна заметить, что воссоздана настоящая атмосфера Иудеи I века, но главное — Христос. Я увидела не красивого актера, исполняющего роль Спасителя, а Бога, страдающего в человеческом естестве. Терпел муки, как Человек, и на Кресте умер как Человек. 

Если знать, как выглядели исторические персонажи, то можно с уверенностью сказать, что в фильме все похожи. Как основные герои, так и все типы людей, членов синедриона, римских воинов, простых жителей, удивительно живописные. 

Актерский состав многонациональный, главные роли исполнили американские, итальянские, болгарские актеры.

В роли Христа американец Джеймс Кэвизел. Через несколько лет после «Страстей» обратила на него внимание в главной роли в «Графе Монте Кристо», где он снялся еще раньше в 2002 году. Узнала по глазам, потому что такие глаза забыть невозможно.

Во время повествования Иисус вспоминает некоторые события своего служения — Тайная вечеря, как Он умывает ноги ученикам, Нагорную проповедь, Вход в Иерусалим, с которого, можно сказать, и начинается Его Крестный путь. 

Великолепно передала чувства Матери, смотрящей на страдания Своего Сына румынская актриса Майя Моргенштерн. Рядом с Богородицей спасенная Господом Мария Магдалина (Моника Белуччи). 

Апостолы — юный Иоанн (Христо Живков), любимый ученик Христа. От страха поддавшийся малодушию Петр (Франческо де Вито), лицемерный Иуда (Лука Кионелло).

Трусливый Понтий Пилат (Христо Шопов), боящийся восстания и его жена Клавдия (Клаудия Джерини), искренне жалеющая Иисуса из Галилеи.

Интересный образ Сатаны, искушающего Сына Божиего, создала Розалинда Челентано, дочь Адриано Челентано. Сатана радуется, наблюдая мучения Богочеловека и терзается, когда Он прощает своих распинателей. 

Все диалоги в фильме звучат на арамейском языке, латыни и древнееврейском. Возможно, это чудеса перевода, что некоторые обороты речи слышатся по-современному. «Ваше превосходительство» – обращается к Пилату первосвященник. Или римский воин спрашивает: «Вы что, не уважаете католиков?» «У нас не так много времени. Какие проблемы?» Это придает картине даже больше доступности. 

Финальные сцены тоже натуралистичны. Ладони, пробитые гвоздями и ноги одним гвоздем. Есть сведения, что в сцене распятия зрители могут наблюдать настоящего Джеймса Кэвизела. Режиссер отказался от компьютерной графики. 

На Голгофе римские воины тоже глумились над Христом, что показано гениально. Но мы знаем, что нет более сильной любви, чем отдать свою жизнь за своих друзей. «Отец, прости их, не знают, что творят». Так говорил Он с Креста, так говорит и сегодня Господь всему человечеству.

Я не даю ссылки на Евангелие потому, что здесь не научная статья, а размышления.

И сделалась тьма по всей земле. Чтобы убедиться в смерти Спасителя, воин протыкает копьем Его ребро. Оттуда изливается кровь и вода, что символизирует двойную природу Бога и Человека. Воина зовут Лонгин-сотник (Джованни Капальбо), тут же уверовавший и ставший христианином. Ему посвящен одни из приделов в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. 

Конец истории известен — камень отвален и в пещере нет больше мертвого тела. Христос Воскрес! Шумом и неистовыми криками сопровождались страдания и смерть Господа, а Воскресение тихое, незаметное, как дуновение ветра.

Фильмы, как произведения искусства, тоже имеют право проповедовать Христианство. «Страсти Христовы» сняты 15 лет назад не иначе, как по внушению Божиему. Сам Мел Гибсон говорил, что картина именно о том, как Христос пострадал за нас, она апологетическая и миссионерская. 

Что же плохого, если мы будем держать в уме спасительные страсти Христовы? Ведь важно помнить, какой ценой искуплены наши грехи. 

Что бы ни происходило в мире, все равно самым привлекательным остается Бог. Христос продолжает быть популярной личностью и темой для обсуждения. Евангелие — история, которую никогда не надоест перечитывать всякому христианину. Фильм Гибсона можно назвать живым Евангелием. 

promo elisaveta_neru august 30, 2019 09:00 33
Buy for 10 tokens
Давно хотела собрать и составить список фильмов, где есть Максимилиан Робеспьер. Сначала все было хаотично, как большинство моих записей. И вот, наконец, удалось упорядочить. Писал мне друг в Контакте, что нельзя позволять вымышленным образам и кинематографическим трактовкам заслонить настоящий…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.